Сейчас: 08.12.2016, 13:54





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Михаил Тараев
Сообщениеvillar » 31.07.2012, 12:11 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Широта диапазона.

Тараева можно отнести к группе «негромких» художников. Вокруг его работ не возникало шумных споров, ими не восхищались безудержно одни, не отрицали рьяно другие. Его мастеровитые, тщательно выполненные произведения, не бросающиеся в глаза ни особой остротой форм, ни буйным декором, спокойно занимали свое законное место в выставочных залах.

Среди работ других художников они могли показаться, и иногда казались, своеобразным фоном, на котором сверкали яркие вспышки декоративных ухищрений. Произведения М. Тараева шли в русле времени, не обгоняя его, но и не отставая. Когда сейчас смотришь многие из них, возникает вопрос; чем было вызвано такое место его произведений в декоративном искусстве тех лет? Думается, что ответ на этот вопрос кроется в самом типе художника, в свойствах его творческой натуры.

Михаил Тараев по самому складу художественного темперамента не относится к художникам, плодящим новые идеи, одну за другой, спешащим лишь наметить их в материале и двигаться дальше, опережая время; он — не увлекающийся экспериментатор, для которого самоценен сам эксперимент.

Тараев принадлежит к группе мастеров, преследующих другие цели, другие задачи. Своим творчеством он утверждает красоту конечного результата, его произведения готовы служить людям. И в этом заключены главные предпосылки непреходящей эстетической ценности его лучших произведений.

Хорошо это или плохо? Ни то, ни другое. Просто это разные пути художественного развития. Необходимо напомнить простую истину: художники бывают разные, а в декоративном искусстве с его обилием разновидностей тем более широк диапазон творческих индивидуальностей. И только все вместе они и создают многоцветную картину декоративного искусства наших дней.

Тараев работает в керамике, причем во многих ее видах — фаянсе, фарфоре, майолике, терракоте, а также в стекле, пластмассе, металле. Он создает декоративные и тематические витражи, декоративную садово-парковую скульптуру оформляет интерьеры. Хотя в его творчестве и занимает большое место керамика, фарфор, сам художник не считает себя только керамистом, и это в чем-то закономерно.

Ремесленно-художественные навыки, полученные М. Тараевым во время учебы в Центральном художественно-промышленном училище, позже МИПИДИ, где он учился с 1939 года, откуда был призван в Красную Армию и куда вернулся только в 1944 году и окончил с отличием в 1949-м, дали ему в руки желанную профессию.

Позже он неоднократно ездил в Прибалтику, учился в Каунасе секретам мастерства у литовских керамистов. До сих пор его связывает тесная творческая дружба с Дмитровским фарфоровым заводом. Все это дало его работам внутреннюю основательность, влило в них ощущение чуждой суетности добротности, сделанности, внушительности. Неброскость произведений художника как бы входит в их образный строй, становится их неотъемлемым качеством.

Особо необходимо отметить, что большинство произведений Тараева имеет свой, индивидуальный, емкий художественный образ. Именно тот образ вещи, над созданием которого так упорно бьются мастера декоративного искусства, который так трудно им дается. Вот почему его сервизы — не только и не столько утилитарные вещи, но и подлинные произведения декоративного искусства. Поиски в каждом конкретном случае своего образа, его обретение делают работы художника фактом значительно большим, чем просто образец для тиражирования.

Уже в кофейном сервизе «Бархатный», созданном в 1960 году, Тараев утвердил себя как мастер лаконичной и изысканной формы, способный извлекать из традиционного материала новые выразительные возможности. И по прошествии двадцати лет устойчивые, выверенных пропорций формы сосудов, их пластическое совершенство обладают собственной эстетической ценностью. Контурам сосудов, емкому абрису форм вторят, оттеняя чистоту линии, мягко присоединенные ручки, матовость ровной поверхности выразительно подчеркнута черной блестящей поливой, которая воспринимается словно выливающимся через край содержимым сосудов. Контрастное соотношение матовых и блестящих поверхностей при преобладании матовых, сама конфигурация пятен глазури вносят в сервиз элемент случайности, непреднамеренности, импровизационности.


Комментарий к файлу: Чайный сервиз "Русский витязь". 1970 г.
DSC00299.JPG


Сегодня он выглядит таким же современным, как и в момент создания. Интересно, что некоторые реминисценции модерна, в малой степени присутствующие в этой работе, как, например, прихотливо льющаяся по поверхности глазурь, набрали силу в декоративном искусстве значительно позже.

В столовом сервизе «Целинный» (1963, майолика), совершенно ином по пластике, своей выразительной простотой напоминающем традиционную народную керамическую посуду, имеющем, казалось бы, чисто утилитарное назначение, чувствуется опытная рука художника-профессионала, присутствует свой собственный образный строй.

Как передать в произведении декоративного искусства, а точнее, в чайном сервизе образ крупного, большого города — Москвы? Одно из возможных решений напрашивается сразу: декором, росписью расшифровать название, изобразить реалии Москвы. И хотя в сервизе Тараева «Москва» (1964, фаянс) изображены и московские памятники архитектуры, и новые дома, не они создают образ города. Роспись, покрывающая поверхность и вторящая формам тарелки, чашки, чайника, решена в традиции конаковской росписи по фаянсу — размытым, акварельным мазком. Но она лишь подкрепляет образное содержание, заложенное в самой пластике предметов, внутренне наполненной, несколько тяжеловесной, по-фаянсовому округлой. Контраст легкой росписи, мягкой пеленой окутывающей форму предметов и ложащейся по борту тарелок и блюд, не разрушает, подчеркивает весомость пластики, способствуя созданию ощущения крепости, надежности, приглушенной мощи. Сложная цепь ассоциаций, вызываемая этим сервизом, которую трудно адекватно выразить словесными понятиями, рождает образ Москвы как истинно русского города, его почти неуловимый аромат, его духовный строй.

Иная образная интерпретация русских, национальных по духу мотивов прослеживается в торжественном, изысканно нарядном — блестящее белое с золотом — чайно-столовом сервизе «Русский витязь» (1970, фарфор). То, что он был задуман в фарфоре, определило более заостренную, упругую пластику предметов. Удивительно органично принял фарфор золотое покрытие на крышках чайников, масленок: словно золотые купола соборов, сверкают они на солнце, отражая блики света. Легкая, ажурная, вьющаяся по верху тулова штофа, чайника и других предметов роспись золотом подобна древнерусской вязи. Вспоминается надпись на барабане главы колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. И весь сервиз праздничный, торжественный, словно воспоминание о древнерусской архитектуре — белокаменной с позолоченными главами.


Комментарий к файлу: Чайный сервиз "Лето". 1977 г.
DSC00300.JPG


Русской теме посвящены и такие работы Тараева, как чайный сервиз «Русский сувенир» (1975, фарфор) с его пестрой, свободно разбросанной по поверхности росписью, навеянной мотивами русской ярмарки и народного искусства; более спокойной, традиционной формы сервиз «Лето» (1977, фарфор) с белыми и красными сказочными конями на тулове чайников, с распускающимися бутонами чашей.

Сюжеты росписей двух других чайных сервизов — «Снегири» (1978, фарфор) и «Рябинка» (1979, фарфор), — близких по пластической форме, навеяны натурой. Нахохлившиеся, с бело-розовой грудкой и сине-голубыми крылышками снегири на круглом золотом фоне, с большим мастерством вкомпонованные в боковую выпуклую поверхность чайников, — яркая и талантливая зарисовка русской природы. Так же красива и небольшая веточка красной рябины, которая с особой четкостью смотрится на белом черепке другого сервиза.

Хорошо чувствуя материал, прекрасно им владея, Тараев извлекает из фаянса и фарфоровой массы такие выразительные возможности, которые делают его разнообразную посуду органичной, естественной по форме и как бы давно привычной. Это качество — эстетическая доступность — привносит в его произведения особый оттенок человечности. Примененное к простой посуде, это понятие может показаться странным. Но ведь посуда — это часть предметного мира, который каждодневно окружает человека. Ее образные компоненты, создающиеся формой и декором, могут раздражать и успокаивать, нести радость и, наоборот, вызывать неприятные ощущения. Поэтому запланированная зрительная неактивность сервизов Тараева как нельзя лучше отвечает их назначению, причем в каждом конкретном случае произведение обладает своим эмоциональным зарядом.

Но если уж художник делает сервиз «Праздничный» (1977, фарфор), то весь образный строй его нацелен на создание действительно праздничного, приподнятого настроения. Чистая, белая, свободная от росписи наружная поверхность сосудов с широкой золотой полосой по низу и сияние цветочной росписи по золоту внутри чашек и на крышках настолько нарядны, что кажется кощунством что-либо наливать в них.

Да и расписные носик и ручки чайников словно не предназначены для выполнения своих прямых функций. Сервиз теряет свое утилитарное значение, превращаясь в нарядное украшение праздничного стола.

Достаточно широк диапазон средств, которыми художник достигает декоративного эффекта. Тут уже и упоминавшаяся продуманная пластика форм, и разнообразная роспись. Следуя пластической логике материала — фаянса или фарфора, — автор избирает то мягкие, свободно и обобщенно, широким мазком написанные цветы (чайный сервиз «Пионы», 1976, фаянс), то тщательно прорисовывает детали, отчего повышается четкость и звучность росписи, ритмом контуров подчеркивающей чеканную форму фарфора.

Работа над крупными декоративными произведениями — вазами составляет еще одну грань творчества художника. Поиски образного решения большой гражданственной темы привели его к созданию вазы «Советский Союз» (фарфор), сделанной к празднованию 50-летия образования СССР в 1972 году. Ее строгая лаконичная форма, венок из гербов союзных республик вокруг тулова на круглых пластинах, ее цветовое решение — надпись золотом по низу и распустившиеся красные гвоздики в верхней части — делают эту вазу интересным и идейно значительным произведением, в специфически декоративных формах раскрывающим идею дружбы советских республик.

К несомненным удачам художника можно отнести и вазу «60 лет ВЛКСМ» (1978, фарфор). Сходная по композиционному замыслу с вазой «Советский Союз», она развивает его дальше. Тулово, расширяющееся вверху раструбом, утверждено на прямоугольную подставку, покрытую золотом. Верхнюю часть тулова занимают семь продолговатых пластин с тематической росписью, посвященной героическим делам комсомола. Иллюстративный характер росписи, расположенной на отступающих от тела вазы пластинах, делает их маленькими картинами, от рассматривания которых ничто не отвлекает — ни дополнительная роспись, ни какие-либо другие украшения. Переосмысливая традиции расписного фарфора, художник создает современное произведение, средствами декоративного искусства прославляющее трудовые и военные подвиги молодежи.

Монументальность, свойственная крупным декоративным произведениям Тараева, нашла свое логическое разрешение в его собственно монументальных работах. Витражи, сделанные в новой технике «стеклянной мозаики» из одинаковых по размеру продолговатых стеклянных брусков, отличаются повышенной цветностью, декоративным богатством, разнообразием цветовой гаммы.

А небольшой размер каждого бруска, из которых набирается изображение, как бы имитирует светоносный красочный мазок, светящийся изнутри.

Общественно-политическая тема решается художником в одном из первых его витражей «Красные конники» (1970) для вестибюля солнечногорского Дома офицеров. Стремительно несущиеся на конях воины, их четкие, ломкие контуры делают композицию витража динамичной и активной, передают героическую романтику гражданской войны. Ленинскому комсомолу был посвящен витраж Тараева под тем же названием, показанный на художественной выставке, приуроченной к открытию XXV съезда КПСС.

Чисто декоративные, украшающие интерьеры, вносящие в них активные цветовые акценты, витражи художника находятся и в одном из подмосковных пансионатов, и в здании посольства Верхней Вольты в Москве, и в других зданиях. Один из больших витражей был сделан им для вестибюля завода «Хромотрон», выпускающего кинескопы. Продукция предприятия подсказала художнику композиционное и цветовое решение: сложное, мерцающее переплетение цветовых пятен и полос, несколько искусственная гамма цвета, его звучность и насыщенность ассоциируются с мерцанием экрана.

Тараев обращается не только к созданию предметов в среде, но и самой предметной среды. Его витражи, его оформление общественных интерьеров и садово-парковые произведения, скульптура для фонтанов — все говорит о стремлении художника посильно участвовать в преобразовании, в эстетическом освоении и украшении окружающего человека мира, о желании ввести в него художественно-значимые элементы. В этом плане представляет особый интерес одна из работ художника. Скупыми, но очень выразительными средствами решен интерьер вестибюля театра в городе Орле. Главным элементом, формирующим и организующим архитектурное пространство, стали свет и его источники — большая люстра и настенные бра. Длинные и короткие латунные трубки с наискось срезанными концами, собранные в большой пучок и сдвинутые по вертикали по отношению друг к другу, испускают яркий свет. Его блики смягчают блеск полированного металла, многократно отражающего и преломляющего световой поток. Перед нами столб света, подвешенный в пространстве. Удивительное, по-театральному яркое зрелище, решенное просто, оригинально и впечатляюще.

Широк творческий диапазон Михаила Михайловича Тараева. Но что бы он ни делал — от посуды до тематических монументальных произведений, от. декоративных керамических украшений до лирических живописных пейзажей, — он всегда остается художником, и его творчество — одна из необходимых страниц советского искусства.

В. Перфильев


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.