Сейчас: 23.04.2017, 11:57





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Малышева Нина Александровна
Сообщениеvillar » 17.03.2012, 22:45 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1490
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Мастер фарфоровой скульптуры

Зимой 1983 года состоялась выставка Нины Александровны Малышевой. Экспозиция убе­дительно показала, что худож­ника увлекает жизнь во всех ее проявлениях. Повседневный быт, работа и отдых, праздни­ки, танцы, театральные сюже­ты — все находит отклик в ее творчестве. В любом, самом незначительном бытовом эпизо­де Малышева умеет разглядеть что-то интересное. В ее произ­ведениях нет случайного: осо­бенности фигуры, поза, каж­дая деталь одежды — все ра­ботает па образ, раскрывает смысл.

Скульптура Малышевой полно­кровна и жизненна. В ней все­гда угадывается рука мастера, которому близки традиции рус­ской фарфоровой пластики XVIII — XIX веков.

Национальны не только типажи Малышевой, но и само отно­шение автора к фарфору, прин­ципы моделировки форм, коло­ристическое решение, про­порции.

Малышева прошла большую школу жизни. Ей пришлось ра­ботать токарем на заводе, пре­подавателем в школе, организа­тором детского сада в колхозе под Кустанаем, телятницей. Но чем бы она ни занималась, ее всегда тянуло к искусству.

По окончании в 1947 году МИПИДИ Малышева отправ­ляется в Дулево на фарфоро­вый завод, где продолжает трудиться по сей день. На за­воде она включилась в кипу­чую, полную поисков творче­скую деятельность, которую ве­ли уже работающие в Дулеве скульпторы А. Сотников, П. Ко­жин, А. Бржезицкая.

Перед фарфористами стояла интерес­ная и трудная задача создать современную советскую фар­форовую пластику, созвучную времени и рассчитанную в ос­новном на жилой интерьер. Предлагая новые образцы, ху­дожники должны были забо­титься не только об идейно-художественном звучании про­изведений, но и об их техноло­гичности, так как большинство скульптур предназначалось для массового выпуска.

Понятно, что в первые после­военные годы, когда в стране стала налаживаться мирная жизнь, когда к своим семьям стали возвращаться с фронта бойцы, в декоративно-приклад­ном искусстве были популярны лирические темы, обращенные к семье, к молодежи. Ранние композиции Малышевой, соста­вившие серию «Счастливое ма­теринство» («Мать-грузинка», «Мать-узбечка», 1948 — 1949; «Юная балерина», «Девочка с курами», 1950), были не толь­ко данью времени, они во мно­гом определили основное на­правление и метод творчества художницы.

С самого начала Малышева работает в основном сериями. Так, после серии 1948 — 1949 годов появилась вторая — «Малыши» (1952), в 1965 году художница увлек­лась темой балета («Жизель. Е. Максимова», «Ромео. Ю. Жданов», «Кармен. М. Пли­сецкая» и др.). В 1973 — 1974 годах последовали две серии: «На темы пьес А. Н. Остров­ского» и «Костюмы эпох», пер­сонажи которых порой пере­кликаются. В 1981 году начата новая серия, обращенная к спектаклю Малого театра «Го­ре от ума» А. С. Грибоедова. Несомненно, что углубленная работа над сериями помогает художнице тоньше прочувство­вать настроение своих героев, решить манеру подачи персона­жей, всесторонне раскрыть свою мысль.

Неторопливость в творческом процессе, основа­тельность соответствуют автор­скому темпераменту Малыше­вой, которая всегда ведет серь­езную подготовку, связанную с интересующей ее темой, изу­чает эпоху, историю костюма, входит во все детали балетной и вообще сценической специфи­ки, посещает драматические спектакли, бывает на репети­циях, делает множество зари­совок.

Малышева мало меняла манеру своей работы на протяжении всех лет творчества. Однако при пристальном внимании можно заметить, что ее произ­ведения конца 1940-х и 1950-х годов имеют более измельчен­ную форму, чем скульптура 1960-х, когда во всем нашем декоративном искусстве наме­тился отход от иллюстративно­сти, перегруженности в формах и росписи. Работы Нины Алек­сандровны в эти годы стали более обобщенными, появилась большая строгость в изображе­нии деталей одежды, аксессуа­ров. Искусство Малышевой 1970 — 1980-х годов приобрело свойственную этому времени декоративность, какую-то осо­бую широту и свободу.

Комментарий к файлу: Композиция по произведению Скриба "Стакан воды" 1975 г.
Image (2).jpg


Темы же и настроение произведений сохраняются в однажды из­бранном ключе. Какое-то свет­лое, радостное чувство исходит от работ художницы. Композиции Малышевой вы­полнены на высоком профес­сиональном уровне. За каж­дой жанровой фигуркой чувст­вуется, что автор и любит и умеет работать с моделью: так они ловко построены, крепко сколочены, так устойчивы. Ху­дожник оперирует теми боль­шими категориями, которые и составляют сущность пластики: массой, объемом, весовыми со­отношениями. Малышева сво­бодно владеет пропорциями.

Для усиления выразительности образа она не боится их видо­изменять, для раскрытия свое­го замысла она обостряет ха­рактеристику фигур. Лепка се энергична и наполненна. За редким исключением, все ком­позиции построены по прави­лам круглой скульптуры: их красота, выразительность, весь смысл произведения постигают­ся полностью лишь при круго­вом осмотре. Природное чув­ство меры помогает Малыше­вой создавать гармонические композиции.

Фарфор, единственный мате­риал, в котором работает Ма­лышева, диктует свои законы. Имея огромный опыт работы, зная все причуды этого бело­снежного, капризного, хрупко­го и твердого материала, она умеет в своих произведениях выявить, подчеркнуть его при­влекательные свойства.

Замысел композиции рождает­ся у Малышевой сразу же в цвете, видимо, поэтому все ее произведения отличаются слит­ностью цветового, орнаменталь­ного решения с объемно-пространственным построением.

Ей свойственно бережное отно­шение к белой блестящей по­верхности изделий. Декориру­ющий скульптуру цвет у нее всегда деликатен, он лишь под­черкивает форму, усиливает декоративность пластики, ак­центирует особенности харак­теристики образа. Малышева избегает ярких, кричащих то­нов, объясняя это тем, что раз­меру скульптуры должна быть адекватна и сила цвета. Осо­бенно привлекателен прием, вносящий некоторую услов­ность и аромат русского нацио­нального искусства, — роспись скульптуры небольшими мно­гоцветными букетиками и цве­тами.

Порой автор применяет лишь тонирующую окраску. Компо­зиции «Джавахарлал Неру в гостях у узбекских колхозни­ков» (1957), «Голубая лампа» (1964), серия пляжных зари­совок декорированы мягкими голубоватыми тенями кобаль­товой соли. Следует подчерк­нуть, что даже темы, связан­ные с изображением празднич­ных костюмов (композиции, посвященные фестивалю моло­дежи в Москве), восточного колорита («Узбекские ковров­щицы»), яркого солнца («Пляж­ные зарисовки», 1959) не про­воцируют художницу на яркую роспись.

Простота и жизненность ситуа­ций, светлое лирическое настро­ение — вот что формирует ха­рактер творчества Малышевой. В ее композициях часто встре­чаются образы детей, молоде­жи. То это отдельные фигурки («Мальчик-таджик с бубном», 1952; «Шалунья над ручьем», 1967; «Мы — дулевские», 1972), то композиции из нескольких персонажей, среди которых об­ращают на себя внимание ост­ро найденная, выразительная группа «Близнецы» (1958), пол­ная теплого юмора композиция «Кто есть кто» (1977), где оди­наково причесанные и одинако­во одетые в брючные костюмы молодые родители везут коля­сочку с одинаковыми малы­шами.

Убедительно показана наша со­временная молодежь в скульп­турах, посвященных трудовым будням («Романтики на цели­не», «Хата-лаборатория», обе 1964; «Затянувшееся объясне­ние», или «Поедем на БАМ», 1976). Все персонажи конкрет­ны, относятся к определенному времени. Их строго продуман­ные и точно найденные позы характерны, лица, прически, одежда типичны. И при этом они никогда не позируют, за­няты своими делами, живут своей жизнью. Малышева не просто констатирует, она каж­дую свою работу наделяет соб­ственной оценкой, личным от­ношением.

Яркой декоративностью, сво­бодой пластических решений и динамикой обладают работы Малышевой, посвященные на­родным танцам. Здесь «Ураль­ская кадриль», «Лезгинка», «Узбекский танец» (1955), «Карнавальная мазурка» (1957), «Жок», «Русский перепляс» (1972). В каждом танце ху­дожница стремится передать самое характерное для него, найти выразительный и красивый поворот. Проблема пере­дачи движения, экспрессии тан­ца, пространственного разво­рота фигур, поиски красоты и убедительности поз танцующих увлекают Малышеву в этих работах.

В 1965 году появляется целая сюита о классическом балете, где задачи художницы ослож­нились тем, что она решила по­казать не просто балетные пер­сонажи, а выполнить портрет­ные изображения конкретных артистов — Е. Максимовой, Ю. Жданова, М. Плисецкой.

При создании портрета или портретной фигуры скульптор должен всесторонне изучить портретируемого, понять его характер, темперамент, постичь характерные особенности фи­гуры, пропорции, внутреннее движение. Специфика работы с фарфором усугубляет труд­ности из-за капризности мате­риала, сложности технологиче­ского процесса, возможных де­формации при обжиге. Однако Малышева с успехом справи­лась со всеми этими задачами, ее балетные скульптуры не только красивы, элегантны, пластичны, но и портретно уз­наваемы.

Интереснейшая страница ее творчества — работа с пьесами А. Н. Островского. Для худож­ницы, проведшей детство в зе­леном и тихом в ту пору Орле, познакомившейся там с укладом жизни старинных русских семей, близко искусство А. Н. Ост­ровского, дух его пьес. Она с радостью возобновляет свои посещения русских городов, в которых развертывалось дей­ствие пьес А. Н. Островского, бывает и на его родине, в Щелыкове.

Комментарий к файлу: Олимпийский огонь. 1979 г. Н. Малышева
Image (4).jpg


С большой искренно­стью и теплотой она воплотила в фарфоре героев его произве­дений. Это живые образы лю­дей с их радостями и горестя­ми, их характерными судьбами. Фарфоровая серия «На темы пьес А. Н. Островского» охва­тывает несколько вещей: «Гро­зу», «Бесприданницу», «Правда хорошо, а счастье лучше» и др.

Каждая композиция, будь то одна фигурка или группа, представляет собой самостоя­тельное законченное произве­дение. Так, например, пласти­чески совершенна полная печа­ли и задумчивости Лариса с гитарой. Всю прелесть этой не­большой скульптуры можно почувствовать, лишь рассмот­рев ее с разных сторон — с любой позиции она выразитель­на, изящна и женственна. Ком­пактная композиция, четкий си­луэт, красота форм и пропор­ций, а .также мягкая цветовая гамма росписи — все служит для создания определенного че­ловеческого характера, легко узнаваемого образа. По своим пластическим достоинствам, выразительности лирического образа, национальному своеоб­разию «Бесприданница» Малы­шевой может встать в ряд луч­ших работ русской фарфоровой скульптуры.

Трехчастная композиция, по­священная пьесе «Правда хо­рошо, а счастье лучше», более декоративна, театральна, как бы переносит нас к конкретно­му сценическому воплощению спектакля Малого театра. Большим событием на творче­ском пути Малышевой было создание трехфигурной порт­ретной композиции по произ­ведению Э. Скриба «Стакан воды» (1975) (Е. Гоголева, Е. Шатрова и М. Садовский). Эта скульптура позволяет го­ворить не только об удачной передаче портретного сходства, яркости найденных образов и достоверности эпохи, но и о большом мастерстве Малыше- вой-стилиста. Композиция груп­пы, статуарная торжествен­ность поз, пластика, бело-золо­тистое звучание фарфора соз­дают образ дворцовой холод­ной парадности.

На одном дыхании, на высокой ноте выполнено произведение 1979 года «Олимпийский огонь».

Трехфигурная группа полна поистине античного величия. Со­всем иным, смешным и милым, предстает «Мишка-лакомка» часто в фарфоровой промыш­ленности, где у выпускаемого предприятием изделия, будь то посуда или декоративная скульптура, имеются два ав­тора — автор формы и автор росписи.

Жизнеутверждающие работы Малышевой являются гордо­стью советского декоративного искусства. Ее фарфор давно завоевал широкое признание, экспонируется в нашей стране и за рубежом как на художе­ственных, так и на специализи­рованных промышленных вы­ставках. Ее скульптура живет в наших домах, внося в них ра­дость, тепло и уют.

Е. Бубнова


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.