Сейчас: 09.12.2016, 23:12





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Малышева Нина Александровна
Сообщениеvillar » 17.03.2012, 22:45 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Мастер фарфоровой скульптуры

Зимой 1983 года состоялась выставка Нины Александровны Малышевой. Экспозиция убе­дительно показала, что худож­ника увлекает жизнь во всех ее проявлениях. Повседневный быт, работа и отдых, праздни­ки, танцы, театральные сюже­ты — все находит отклик в ее творчестве. В любом, самом незначительном бытовом эпизо­де Малышева умеет разглядеть что-то интересное. В ее произ­ведениях нет случайного: осо­бенности фигуры, поза, каж­дая деталь одежды — все ра­ботает па образ, раскрывает смысл.

Скульптура Малышевой полно­кровна и жизненна. В ней все­гда угадывается рука мастера, которому близки традиции рус­ской фарфоровой пластики XVIII — XIX веков.

Национальны не только типажи Малышевой, но и само отно­шение автора к фарфору, прин­ципы моделировки форм, коло­ристическое решение, про­порции.

Малышева прошла большую школу жизни. Ей пришлось ра­ботать токарем на заводе, пре­подавателем в школе, организа­тором детского сада в колхозе под Кустанаем, телятницей. Но чем бы она ни занималась, ее всегда тянуло к искусству.

По окончании в 1947 году МИПИДИ Малышева отправ­ляется в Дулево на фарфоро­вый завод, где продолжает трудиться по сей день. На за­воде она включилась в кипу­чую, полную поисков творче­скую деятельность, которую ве­ли уже работающие в Дулеве скульпторы А. Сотников, П. Ко­жин, А. Бржезицкая.

Перед фарфористами стояла интерес­ная и трудная задача создать современную советскую фар­форовую пластику, созвучную времени и рассчитанную в ос­новном на жилой интерьер. Предлагая новые образцы, ху­дожники должны были забо­титься не только об идейно-художественном звучании про­изведений, но и об их техноло­гичности, так как большинство скульптур предназначалось для массового выпуска.

Понятно, что в первые после­военные годы, когда в стране стала налаживаться мирная жизнь, когда к своим семьям стали возвращаться с фронта бойцы, в декоративно-приклад­ном искусстве были популярны лирические темы, обращенные к семье, к молодежи. Ранние композиции Малышевой, соста­вившие серию «Счастливое ма­теринство» («Мать-грузинка», «Мать-узбечка», 1948 — 1949; «Юная балерина», «Девочка с курами», 1950), были не толь­ко данью времени, они во мно­гом определили основное на­правление и метод творчества художницы.

С самого начала Малышева работает в основном сериями. Так, после серии 1948 — 1949 годов появилась вторая — «Малыши» (1952), в 1965 году художница увлек­лась темой балета («Жизель. Е. Максимова», «Ромео. Ю. Жданов», «Кармен. М. Пли­сецкая» и др.). В 1973 — 1974 годах последовали две серии: «На темы пьес А. Н. Остров­ского» и «Костюмы эпох», пер­сонажи которых порой пере­кликаются. В 1981 году начата новая серия, обращенная к спектаклю Малого театра «Го­ре от ума» А. С. Грибоедова. Несомненно, что углубленная работа над сериями помогает художнице тоньше прочувство­вать настроение своих героев, решить манеру подачи персона­жей, всесторонне раскрыть свою мысль.

Неторопливость в творческом процессе, основа­тельность соответствуют автор­скому темпераменту Малыше­вой, которая всегда ведет серь­езную подготовку, связанную с интересующей ее темой, изу­чает эпоху, историю костюма, входит во все детали балетной и вообще сценической специфи­ки, посещает драматические спектакли, бывает на репети­циях, делает множество зари­совок.

Малышева мало меняла манеру своей работы на протяжении всех лет творчества. Однако при пристальном внимании можно заметить, что ее произ­ведения конца 1940-х и 1950-х годов имеют более измельчен­ную форму, чем скульптура 1960-х, когда во всем нашем декоративном искусстве наме­тился отход от иллюстративно­сти, перегруженности в формах и росписи. Работы Нины Алек­сандровны в эти годы стали более обобщенными, появилась большая строгость в изображе­нии деталей одежды, аксессуа­ров. Искусство Малышевой 1970 — 1980-х годов приобрело свойственную этому времени декоративность, какую-то осо­бую широту и свободу.

Комментарий к файлу: Композиция по произведению Скриба "Стакан воды" 1975 г.
Image (2).jpg


Темы же и настроение произведений сохраняются в однажды из­бранном ключе. Какое-то свет­лое, радостное чувство исходит от работ художницы. Композиции Малышевой вы­полнены на высоком профес­сиональном уровне. За каж­дой жанровой фигуркой чувст­вуется, что автор и любит и умеет работать с моделью: так они ловко построены, крепко сколочены, так устойчивы. Ху­дожник оперирует теми боль­шими категориями, которые и составляют сущность пластики: массой, объемом, весовыми со­отношениями. Малышева сво­бодно владеет пропорциями.

Для усиления выразительности образа она не боится их видо­изменять, для раскрытия свое­го замысла она обостряет ха­рактеристику фигур. Лепка се энергична и наполненна. За редким исключением, все ком­позиции построены по прави­лам круглой скульптуры: их красота, выразительность, весь смысл произведения постигают­ся полностью лишь при круго­вом осмотре. Природное чув­ство меры помогает Малыше­вой создавать гармонические композиции.

Фарфор, единственный мате­риал, в котором работает Ма­лышева, диктует свои законы. Имея огромный опыт работы, зная все причуды этого бело­снежного, капризного, хрупко­го и твердого материала, она умеет в своих произведениях выявить, подчеркнуть его при­влекательные свойства.

Замысел композиции рождает­ся у Малышевой сразу же в цвете, видимо, поэтому все ее произведения отличаются слит­ностью цветового, орнаменталь­ного решения с объемно-пространственным построением.

Ей свойственно бережное отно­шение к белой блестящей по­верхности изделий. Декориру­ющий скульптуру цвет у нее всегда деликатен, он лишь под­черкивает форму, усиливает декоративность пластики, ак­центирует особенности харак­теристики образа. Малышева избегает ярких, кричащих то­нов, объясняя это тем, что раз­меру скульптуры должна быть адекватна и сила цвета. Осо­бенно привлекателен прием, вносящий некоторую услов­ность и аромат русского нацио­нального искусства, — роспись скульптуры небольшими мно­гоцветными букетиками и цве­тами.

Порой автор применяет лишь тонирующую окраску. Компо­зиции «Джавахарлал Неру в гостях у узбекских колхозни­ков» (1957), «Голубая лампа» (1964), серия пляжных зари­совок декорированы мягкими голубоватыми тенями кобаль­товой соли. Следует подчерк­нуть, что даже темы, связан­ные с изображением празднич­ных костюмов (композиции, посвященные фестивалю моло­дежи в Москве), восточного колорита («Узбекские ковров­щицы»), яркого солнца («Пляж­ные зарисовки», 1959) не про­воцируют художницу на яркую роспись.

Простота и жизненность ситуа­ций, светлое лирическое настро­ение — вот что формирует ха­рактер творчества Малышевой. В ее композициях часто встре­чаются образы детей, молоде­жи. То это отдельные фигурки («Мальчик-таджик с бубном», 1952; «Шалунья над ручьем», 1967; «Мы — дулевские», 1972), то композиции из нескольких персонажей, среди которых об­ращают на себя внимание ост­ро найденная, выразительная группа «Близнецы» (1958), пол­ная теплого юмора композиция «Кто есть кто» (1977), где оди­наково причесанные и одинако­во одетые в брючные костюмы молодые родители везут коля­сочку с одинаковыми малы­шами.

Убедительно показана наша со­временная молодежь в скульп­турах, посвященных трудовым будням («Романтики на цели­не», «Хата-лаборатория», обе 1964; «Затянувшееся объясне­ние», или «Поедем на БАМ», 1976). Все персонажи конкрет­ны, относятся к определенному времени. Их строго продуман­ные и точно найденные позы характерны, лица, прически, одежда типичны. И при этом они никогда не позируют, за­няты своими делами, живут своей жизнью. Малышева не просто констатирует, она каж­дую свою работу наделяет соб­ственной оценкой, личным от­ношением.

Яркой декоративностью, сво­бодой пластических решений и динамикой обладают работы Малышевой, посвященные на­родным танцам. Здесь «Ураль­ская кадриль», «Лезгинка», «Узбекский танец» (1955), «Карнавальная мазурка» (1957), «Жок», «Русский перепляс» (1972). В каждом танце ху­дожница стремится передать самое характерное для него, найти выразительный и красивый поворот. Проблема пере­дачи движения, экспрессии тан­ца, пространственного разво­рота фигур, поиски красоты и убедительности поз танцующих увлекают Малышеву в этих работах.

В 1965 году появляется целая сюита о классическом балете, где задачи художницы ослож­нились тем, что она решила по­казать не просто балетные пер­сонажи, а выполнить портрет­ные изображения конкретных артистов — Е. Максимовой, Ю. Жданова, М. Плисецкой.

При создании портрета или портретной фигуры скульптор должен всесторонне изучить портретируемого, понять его характер, темперамент, постичь характерные особенности фи­гуры, пропорции, внутреннее движение. Специфика работы с фарфором усугубляет труд­ности из-за капризности мате­риала, сложности технологиче­ского процесса, возможных де­формации при обжиге. Однако Малышева с успехом справи­лась со всеми этими задачами, ее балетные скульптуры не только красивы, элегантны, пластичны, но и портретно уз­наваемы.

Интереснейшая страница ее творчества — работа с пьесами А. Н. Островского. Для худож­ницы, проведшей детство в зе­леном и тихом в ту пору Орле, познакомившейся там с укладом жизни старинных русских семей, близко искусство А. Н. Ост­ровского, дух его пьес. Она с радостью возобновляет свои посещения русских городов, в которых развертывалось дей­ствие пьес А. Н. Островского, бывает и на его родине, в Щелыкове.

Комментарий к файлу: Олимпийский огонь. 1979 г. Н. Малышева
Image (4).jpg


С большой искренно­стью и теплотой она воплотила в фарфоре героев его произве­дений. Это живые образы лю­дей с их радостями и горестя­ми, их характерными судьбами. Фарфоровая серия «На темы пьес А. Н. Островского» охва­тывает несколько вещей: «Гро­зу», «Бесприданницу», «Правда хорошо, а счастье лучше» и др.

Каждая композиция, будь то одна фигурка или группа, представляет собой самостоя­тельное законченное произве­дение. Так, например, пласти­чески совершенна полная печа­ли и задумчивости Лариса с гитарой. Всю прелесть этой не­большой скульптуры можно почувствовать, лишь рассмот­рев ее с разных сторон — с любой позиции она выразитель­на, изящна и женственна. Ком­пактная композиция, четкий си­луэт, красота форм и пропор­ций, а .также мягкая цветовая гамма росписи — все служит для создания определенного че­ловеческого характера, легко узнаваемого образа. По своим пластическим достоинствам, выразительности лирического образа, национальному своеоб­разию «Бесприданница» Малы­шевой может встать в ряд луч­ших работ русской фарфоровой скульптуры.

Трехчастная композиция, по­священная пьесе «Правда хо­рошо, а счастье лучше», более декоративна, театральна, как бы переносит нас к конкретно­му сценическому воплощению спектакля Малого театра. Большим событием на творче­ском пути Малышевой было создание трехфигурной порт­ретной композиции по произ­ведению Э. Скриба «Стакан воды» (1975) (Е. Гоголева, Е. Шатрова и М. Садовский). Эта скульптура позволяет го­ворить не только об удачной передаче портретного сходства, яркости найденных образов и достоверности эпохи, но и о большом мастерстве Малыше- вой-стилиста. Композиция груп­пы, статуарная торжествен­ность поз, пластика, бело-золо­тистое звучание фарфора соз­дают образ дворцовой холод­ной парадности.

На одном дыхании, на высокой ноте выполнено произведение 1979 года «Олимпийский огонь».

Трехфигурная группа полна поистине античного величия. Со­всем иным, смешным и милым, предстает «Мишка-лакомка» часто в фарфоровой промыш­ленности, где у выпускаемого предприятием изделия, будь то посуда или декоративная скульптура, имеются два ав­тора — автор формы и автор росписи.

Жизнеутверждающие работы Малышевой являются гордо­стью советского декоративного искусства. Ее фарфор давно завоевал широкое признание, экспонируется в нашей стране и за рубежом как на художе­ственных, так и на специализи­рованных промышленных вы­ставках. Ее скульптура живет в наших домах, внося в них ра­дость, тепло и уют.

Е. Бубнова


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Google [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.