Сейчас: 09.12.2016, 23:12





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Диндо Жозефина Константиновна
Сообщениеvillar » 05.11.2010, 17:15 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Диндо Жозефина Константиновна
родилась 11 декабря 1902 в Варшаве. Осенью 1917 года переехала в Харьков, где впоследствии стала студенткой Харьковского художественного института, который окончила в 1926 году. Учителем Ж. Диндо был Б. Кратко.

Работала в области монументальной и станковой скульптуры, пластики малых форм. Член АРМУ с 1927 года.

Начиная с 1930 года преподавала в Одесском художественном институте, где организовала скульптурно-керамический факультет, а с 1933 года стала доцентом художественного института.

12 июня 1937 Жозефину Константиновну арестовали. Особоя тройка при НКВД СССР вынесла приговор - за "шпионаж в пользу Польши" лишили свободы на 10 лет в ИТЛ. Осенью 1940 года судебно-следственное дело было пересмотрено и при отсутствии состава преступления художницу освободили.

В Киев Жозефина Диндо вернулась перед началом второй мировой войны. Из-за ранения не смогла эвакуироваться из Киева и только с 1943 года начала работать в мастерских при Киевском художественном институте. Творческое наследие ее составляют многочисленные жанровые композиции 1928-1948 годов."Делегатка", "Посудница", " Жница", "Мать", "Молочница", "Бездомный", "Жизнь", "Крик", "Мольба", серия фигур физкультурников, а также барельефы на фасаде санатория в Одессе выполнены в 1928 году, скульптурное убранство пионерских парка в Киеве 1935.


Изображение 1119.jpg


Изображение 1120.jpg


DSC03773.JPG




За это сообщение автора villar поблагодарил: KaraMyrza (06.11.2010, 15:05)
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Диндо Жозефина Константиновна
Сообщениеvillar » 01.08.2011, 18:56 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Искусство, рожденное в красном Харькове: творчество Жозефины Диндо как бренд революции.


Диндо 6.jpg


В советском искусстве конца 1920 — начала 1930-х гг. особым явлением было творчество талантливой женщины-скульптора Жозефины Диндо. Оперируя образами, введенными в советское искусство художницами по фарфору Н. и Е. Данько, А. Брускетти-Митрохиной (Ар Деко), и пользуясь арсеналом средств выразительности, с одной стороны, Н. Суетина и К. Малевича (формы посуды в супрематической манере), а с другой — достижениями В. Ермилова (конструктивизм), Ж. Диндо создаёт произведения с удивительной архитектоникой, сочную и нетривиальную украинскую революционную пластику.

Непростое мироощущение Жозефины Диндо, которое отразилось в ее наследии, связано с несколькими факторами. Как она писала в воспоминаниях, будучи внебрачным ребенком худож-ника Константина Диндо, в своем безрадостном младенчестве росла в цирке, что, очевидно, привило способность к мимесису. И хотя после смерти отца в 1905 г. ее воспитанием занималась некая госпожа Щит, боль многих утрат, которые Жозефина Диндо пережила в детстве, сформировали у девочки стойкое желание гармонизировать деструктивность и ломаность форм, преодолевая собственные связи, которые разрушаются, путями создания новейших способов пластического моделирования в искусстве.

Достойное воспитание в пансионе Ястржемской в Варшаве, затем высшее музыкальное образование, которое получила в Риге, куда эвакуировали семью во время империалистической войны, заложили в юной хрупкой девушке иммунитет к жизненным реалиям. Однажды упомянутые в рукописях автобиографий братья, которые в рижский период стали латышскими стрелками, очевидно, погибли. Эвакуированная в Харьков сестра оставалась единственной живой родственницей к моменту, когда Жозефине исполнилось 15 лет и она должна была уже самостоятельно зарабатывать на жизнь.


1243602344.jpg



Переехав в 1918 г. в Харьков, город, который на период молодости Жозефины и ее становления в искусстве стал столицей Украины, она попадает в самый эпицентр водоворота новых художественных сил. Подрабатывая частными уроками музыки и лепкой гипсовых муляжей в ортопедическом институте, Жозефина вливается в коллектив творческой молодежи художественных мастерских, которые возглавляли импрессионисты: живописец и скульптор Бернард (Арон-Бер Шимон) Кратко, пластик Леонора Блох (ученица Огюста Родена), художник монументалист Михаил Бойчук (создавший новое направление в искусстве, которое граничило с неопримитивизмом и неовизантизмом, стык символизма, модерна и Ар Деко), дизайнер и график Василий Ермилов (конструктивист).

Эти люди становятся семьей Жозефины. Кратко - учителем и мужем, Бойчук - вдохновителем и соратником, Ермилов - верным другом и покровителем, к плечу которого даже через тридцать лет можно было приклонить голову в трудную минуту. С созданием Харьковского художественного института вчерашние ученики мастерских становятся студентами. В 1922 г. по направлению Ортопедического института Жозефина поступает в недавно созданный художественный ВУЗ Харькова. В 1926 г. получает диплом и квалификацию художника-скульптора.

После участия в оформлении Крестьянского санатория (выполнила барельефы) в рядах бойчукистов и учеников мастерской Кратко, присоединившихся к ним, получает признание.


Диндо 2.jpg



К тому времени муж Бернард Кратко становится директором Киевского художественного института, куда переехал в 1925 г. вместе с Михаилом Бойчуком, который возглавил Ассоциацию художников Красной Украины. Известная еще со студенческих лет Жозефина переезжает к мужу в Киев, где работает над скульптурами для эпохальной выставки «10 лет Октября», которая посвящена первой юбилейной дате большевиков. Произведения Диндо - «Делегатка», «Посудомойка», «Жница» (1927 - 1928, 1932 гг), выполненные в гипсе, а позже на базе Одесского художественного института и Городницы переведены в фарфор, обеспечили автору славу на просторах всего Советского Союза. «Делегатка» демонстрирует миру новую пролетарскую скульптуру, где моделируя объем плоскостями, геометризируя форму, Жозефина апеллирует к иконописным женским образам святых с одной стороны и заставляет по-новому звучать крестьянскую тему, представляет главную героиню вдумчивой и жизненно мудрой женщиной, которая не только способна продолжать род, но есть и социально значимой колхозницей. Емкий образ, его лапидарность и сила были предельно убедительными и наглядно свидетельствовали, что есть женщины, способные приносить пользу социуму, с ощущением собственного достоинства обогащать мир идеями рабочего класса и крестьянства.


Диндо 7.jpg



Жозефину приглашают в Одессу работать помощником кафедрального профессора, бок о бок с выпускником мастерской Огюста Родена Петром Митковицером (скульптор); учеником Станислава Виспянского и Юзефа Мегоффера, бывшим членом «Русского керамического кружка» во Львове (1901 - 1914 гг.) Михаилом Жуком (архитектурная керамика, посудные формы фарфора и весь спектр изобразительных техник); орнаменталистом, художником народного искусства, мастером декоративной росписи Амвросием Ждаха; непревзойденным графиком, мастером острой линии Владимиром Заузе. После Харькова и Киева Жозефина Диндо влилась в коллектив выдающихся мастеров, с их помощью реформировала систему подготовки художников и архитекторов старой одесской школы.

В этот период (1927 - 1928 гг.) она создала украинские рефлексии на супрематистские разработки художников Владимира Татлина и Казимира Малевича (поскольку последних приглашают преподавать в Киев) - образцы уникальной посуды в стилистике, близкой к конструктивизму.


Диндо 4.jpg


Диндо 5.jpg



Жозефина Диндо в 1928 г. принимает участие в самой масштабной монументальной работе бойчукистов после создания ансамблей декорирования агитпоездов и пароходов - оформлении Крестьянского санатория в Одессе.

Барельефы, выполненные ею на фасаде здания, способствовали формированию новых канонов пролетарского искусства. К сожалению, произведения утрачены во время Второй мировой, однако, сохранившиеся фотографии работ, позволяют констатировать, что художнице удалось их удачно стилизовать, поскольку выполненные в манере мастерской Бойчука барельефы гармонично вписывались в ансамбль росписей санатория на Хаджибеевском лимане.


Диндо.jpg



За творческие достижения Жозефину Диндо, как самую талантливую советскую женщину-скульптора, премировали поездкой в Германию и Францию с целью изучения передового опыта зарубежья в европейских музеях. Во Францию, с которой, вероятно, ее связывали генеалогические корни, ей не открыли визу, очевидно, боясь, чтобы Жозефину не переманили.

В Германии художнице удалось побывать и увидеть достижения Баухауза, а также работы основоположника кубизма Александра Архипенко. По возвращению в Одессу, после семимесячной творческой командировки, Жозефина Диндо продолжает преподавать в своей мастерской, а также создает новый после «Делегатки» (1927 г.) шедевр - «Молочница» (1929 г.), готовит уникальные формы фарфоровой пластики, которые изготовлены на базе Городницы в 1932 году. «Молочница» стала конструктивистским лейтмотивом творчества Диндо, в ней воплотилась квинтэссенция наработок Жозефины, с учетом поглощенных за рубежом флюидов Ар Деко и кубизма. Сейчас место этой уникальной работы среди достижений украинского искусства второй половины 1920-х гг. - это вершина смелых решений в скульптуре, с которой начался новый ее отсчет. «Молочница» - виртуозно исполненная модель, которая сидит в складчатой юбки, на которой больше острых углов и ломаных линий, чем это можно было бы себе представить.


диндо 3.jpg



Эксперимент в станковой скульптуре развивался параллельно с серьезными наработками в области фарфоровой посуды и малой пластики, над которыми художница работала в Одессе (Выполняла на основанной в 1790-х гг. поляками французского происхождения братьями де Мезерами Городнице на Волыни).

Особенно сложным было изготовление конструктивистской посуды - чайников, кофейников, сахарниц, каждый из них, по сути, был малой архитектурной формой.

Эти произведения позже считались формалистскими и недавно открыты заново в материалах фонда Бернарда Кратко и Жозефины Диндо № 330, хранящихся в Центральном Государственном архиве-музее литературы и искусства Украины в г. Киеве. Как явление уровня Малевича, Татлина, Суетина, эти роботы необходимо ввести в международный научный оборот и полноценно изучить, поскольку в них художница искала динамического равновесия или подвижной статики, новой симметрии и пропорций «архитектонов» (термин, введенный Казимиром Малевичем).

После экспериментов в станковой скульптуре с деревом и терракотой 1932 году Жозефина Диндо работает с цементом.

В это время она готовится принять участие в конкурсе на проект памятника Тарасу Шевченко в Харькове (1933 г.), в котором, по стечению обстоятельств, судьба ее сведет с российским скульптором Верой Мухиной. Через четыре года Жозефину Диндо начнут уничтожать, на 10 лет позже ее «Крестьянки» и «Делегатки» в русской скульптуре создаст «Рабочего и колхозницу» Вера Мухина.



Кроме специфического пластического моделирования, найденного Жозефиной Диндо, в ее творчестве разработаны новые темы и образы. Среди самых известных работ скульптора 1930-х гг. - многофигурная композиция «Безработные на Западе», статуи юных натуралистов, скрипачей, трубачей, барабанщиков и пионеров для оформления парка возле Дворца пионеров в Киеве (не сохранились) «Пятисотница» (передовик по сбору свеклы) (все - 1935). Кроме того, достаточно монументальные произведения пластики малых форм на протяжении 1927-1937 гг. экспонировались на всех республиканских выставках в Киеве, Харькове, Одессе, Днепропетровске, а также в Москве. Сейчас только 6 работ (5 - гипс, 1 - в керамике) сохранились в Национальном художественном музее Украины (5 - в фондах, 1 - в экспозиции).

В 1933 г. Жозефина Диндо получила звание профессора и доцента Киевского художественного института, преподавала в собственной мастерской в Киеве, рядом с выдающимися: Михаилом Бойчуком, Бернардом Кратко, Федором Кричевским. С 1936 г. в прессе выходят статьи с упреками про формализм в ее творчестве.

После конкурса на проект памятника Н. Гоголю в Москве (1936) они в соавторстве с мужем и В. Онащенко приняли участие в проекте памятника С. Каменеву в Киеве, за что получили вердикт - «Чужой основам реализма».
Жозефина Диндо воспитала нескольких видных деятелей украинской скульптуры. Вместе с Михаилом Жуком она преподавала у Александра Сорокина (1909, Одесса - 1981, Киев), который в дальнейшем стал ведущим мастером формы Киевского экспериментального керамико-художественного завода.

В Киеве ее учениками были заслуженный деятель искусств Виктор Мухин (1914, с. Зайцево, ныне Донецкая область – 1977 г. Луганск) и Антон Чубин (1914, с. Малософиивка, ныне Днепропетровская обл. – 1997 г. Одесса), который сменил наставницу на предыдущем месте работы в Одесском художественном институте, реорганизованном в училище.

На момент ареста в киевской мастерской Жозефины Диндо стояли утраченные ныне 22 скульптуры. Общее число произведений, часть которых была создана после лагеря (наказание отбывала в г. Ирбит Свердловской области, Россия, до 1939 года включительно), равна 110. 07.10.1940 г. органами НКВД судебно-следственное дело Жозефины Диндо было пересмотрено и, за отсутствием состава преступления, художницу отпустили.

05.07.1941 она была ранена, в оккупации осталась в Киеве. С 1943 г. продолжала творческую работу в художественных мастерских Киева. Создала два десятка работ выдающихся партийных, военных и культурных деятелей, в частности бюсты и портреты в полный рост Ленина, Сталина, Ворошилова, Ко-шевого, Ватутина, Хрущева, Литвиненко-Вольгемут. В одной из последних композиций «Тушинское поле. Праздник Авиации» Жозефина Диндо применила технику гипса под бронзой, остальные работы преимущественно создавала в гипсе.

Похороненна в Киеве на Лукьяновском кладбище. Через 35 лет после смерти (1953 г.) реабилитирована (1988 г.).

Муж, ученик Ксаверия Дуниковского в 1904 - 06 гг. и известный деятель Польши начала ХХ в., близкий Станиславу Пшибышевскому, пережил ее на 7 лет, похоронен рядом. На их могиле установлен бюст Бернарда Кратко работы Жозефины Диндо (с неправильной датой рождения мужа, на самом деле он был старше своей «Любимой Зошки», как обращался к ней в письмах, на 18 лет, родился - 17.01.1884). Однако такая существенная разница не помешала считать семью двух советских скульпторов польского происхождения, которые провели зрелость в различных местах без права жить вместе, самой прочной парой в украинском искусстве.

Еще в 1913 г. Кратко выполнил для Варшавы декоративный фонтан «Четыре времени года» и стал достаточно известным скульптором. В 1916 попал в Петербург как военнослужащий, когда русские войска оставили Польшу и Литву, а столица была переполнена беженцами. Ратник II разряда иудейского вероисповедания из мещан г. Варшавы 22.06.1917 был осмотрен в Клиническом военном госпитале Петрограда и признан совершенно непригодным к военной службе.

Бернард Кратко успевает экспонировать скульптуру «День» на Весенней выставке в Императорской академии художеств (в каталоге значится адрес его проживания - Новое Село, Нодендальская, 14). Чуть позже он переезжает в Украину, в Харьков. С 01.08.1938г. по 28.02.1939 г. работал скульптором в Стройконторе Аму-Дарьинского пароходства, позже в чарджоуских (Туркмения) аналогичных конторах с 27.02.1939 по 03.05.1945 г.

Стараниями Бернарда (в семье Шимона) Кратко и его учеников фотографии работ Жозефины Диндо и ее личные бумаги были переданы в ЦДАМЛМУ.

Ее произведения перевернули ход развития советской скульптуры, именно с них начался отсчет времени новой украинской революционной пластики. Значительный интерес к наследию Жозефины Диндо связан с востребованностью произведений, отлитых в фарфоре на Городницком заводе (Украина). Через 80 лет работы Жозефины Диндо наконец оценены с позиций дистанции времени как непревзойденные бренды революции.

О. В. Школьная

Перевод с украинского мой. Прошу прощения за возможные неточности и ошибки.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Диндо Жозефина Константиновна
Сообщениеvillar » 12.05.2012, 18:23 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Ж. Диндо. Этюд 1936 г.


New0027.jpg



Скульптуры для сада пионеров им. Постышева в Киеве 1935 г.

New0030.jpg



New0026.jpg


New0025.jpg


New0028.jpg


New0029.jpg



Работа Бернарда Кратко


New0032.jpg



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Диндо Жозефина Константиновна
Сообщениеvcherkun » 12.06.2012, 10:10 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: 10.02.2011, 01:41
Сообщения: 3
Страна: Ukraine
Город: Запорож
Поблагодарили: 2 раз.
Вот несколько работ, которые представлены в гмунди.


21102010461(1).jpg


21102010470(1).jpg




За это сообщение автора vcherkun поблагодарил: villar (12.06.2012, 13:50)
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Диндо Жозефина Константиновна
Сообщениеlorik » 22.07.2012, 08:43 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Ж. К. Диндо во время работы над скульптурой М. И. Литвиненко-Вольгемут. 2-я половина 1930-х гг.


14.jpg



Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Google [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.