Сейчас: 25.02.2017, 04:12





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Диндо Жозефина Константиновна
Сообщениеvillar » 05.11.2010, 17:15 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1489
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Диндо Жозефина Константиновна
родилась 11 декабря 1902 в Варшаве. Осенью 1917 года переехала в Харьков, где впоследствии стала студенткой Харьковского художественного института, который окончила в 1926 году. Учителем Ж. Диндо был Б. Кратко.

Работала в области монументальной и станковой скульптуры, пластики малых форм. Член АРМУ с 1927 года.

Начиная с 1930 года преподавала в Одесском художественном институте, где организовала скульптурно-керамический факультет, а с 1933 года стала доцентом художественного института.

12 июня 1937 Жозефину Константиновну арестовали. Особоя тройка при НКВД СССР вынесла приговор - за "шпионаж в пользу Польши" лишили свободы на 10 лет в ИТЛ. Осенью 1940 года судебно-следственное дело было пересмотрено и при отсутствии состава преступления художницу освободили.

В Киев Жозефина Диндо вернулась перед началом второй мировой войны. Из-за ранения не смогла эвакуироваться из Киева и только с 1943 года начала работать в мастерских при Киевском художественном институте. Творческое наследие ее составляют многочисленные жанровые композиции 1928-1948 годов."Делегатка", "Посудница", " Жница", "Мать", "Молочница", "Бездомный", "Жизнь", "Крик", "Мольба", серия фигур физкультурников, а также барельефы на фасаде санатория в Одессе выполнены в 1928 году, скульптурное убранство пионерских парка в Киеве 1935.


Изображение 1119.jpg


Изображение 1120.jpg


DSC03773.JPG




За это сообщение автора villar поблагодарил: KaraMyrza (06.11.2010, 15:05)
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Диндо Жозефина Константиновна
Сообщениеvillar » 01.08.2011, 18:56 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1489
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Искусство, рожденное в красном Харькове: творчество Жозефины Диндо как бренд революции.


Диндо 6.jpg


В советском искусстве конца 1920 — начала 1930-х гг. особым явлением было творчество талантливой женщины-скульптора Жозефины Диндо. Оперируя образами, введенными в советское искусство художницами по фарфору Н. и Е. Данько, А. Брускетти-Митрохиной (Ар Деко), и пользуясь арсеналом средств выразительности, с одной стороны, Н. Суетина и К. Малевича (формы посуды в супрематической манере), а с другой — достижениями В. Ермилова (конструктивизм), Ж. Диндо создаёт произведения с удивительной архитектоникой, сочную и нетривиальную украинскую революционную пластику.

Непростое мироощущение Жозефины Диндо, которое отразилось в ее наследии, связано с несколькими факторами. Как она писала в воспоминаниях, будучи внебрачным ребенком худож-ника Константина Диндо, в своем безрадостном младенчестве росла в цирке, что, очевидно, привило способность к мимесису. И хотя после смерти отца в 1905 г. ее воспитанием занималась некая госпожа Щит, боль многих утрат, которые Жозефина Диндо пережила в детстве, сформировали у девочки стойкое желание гармонизировать деструктивность и ломаность форм, преодолевая собственные связи, которые разрушаются, путями создания новейших способов пластического моделирования в искусстве.

Достойное воспитание в пансионе Ястржемской в Варшаве, затем высшее музыкальное образование, которое получила в Риге, куда эвакуировали семью во время империалистической войны, заложили в юной хрупкой девушке иммунитет к жизненным реалиям. Однажды упомянутые в рукописях автобиографий братья, которые в рижский период стали латышскими стрелками, очевидно, погибли. Эвакуированная в Харьков сестра оставалась единственной живой родственницей к моменту, когда Жозефине исполнилось 15 лет и она должна была уже самостоятельно зарабатывать на жизнь.


1243602344.jpg



Переехав в 1918 г. в Харьков, город, который на период молодости Жозефины и ее становления в искусстве стал столицей Украины, она попадает в самый эпицентр водоворота новых художественных сил. Подрабатывая частными уроками музыки и лепкой гипсовых муляжей в ортопедическом институте, Жозефина вливается в коллектив творческой молодежи художественных мастерских, которые возглавляли импрессионисты: живописец и скульптор Бернард (Арон-Бер Шимон) Кратко, пластик Леонора Блох (ученица Огюста Родена), художник монументалист Михаил Бойчук (создавший новое направление в искусстве, которое граничило с неопримитивизмом и неовизантизмом, стык символизма, модерна и Ар Деко), дизайнер и график Василий Ермилов (конструктивист).

Эти люди становятся семьей Жозефины. Кратко - учителем и мужем, Бойчук - вдохновителем и соратником, Ермилов - верным другом и покровителем, к плечу которого даже через тридцать лет можно было приклонить голову в трудную минуту. С созданием Харьковского художественного института вчерашние ученики мастерских становятся студентами. В 1922 г. по направлению Ортопедического института Жозефина поступает в недавно созданный художественный ВУЗ Харькова. В 1926 г. получает диплом и квалификацию художника-скульптора.

После участия в оформлении Крестьянского санатория (выполнила барельефы) в рядах бойчукистов и учеников мастерской Кратко, присоединившихся к ним, получает признание.


Диндо 2.jpg



К тому времени муж Бернард Кратко становится директором Киевского художественного института, куда переехал в 1925 г. вместе с Михаилом Бойчуком, который возглавил Ассоциацию художников Красной Украины. Известная еще со студенческих лет Жозефина переезжает к мужу в Киев, где работает над скульптурами для эпохальной выставки «10 лет Октября», которая посвящена первой юбилейной дате большевиков. Произведения Диндо - «Делегатка», «Посудомойка», «Жница» (1927 - 1928, 1932 гг), выполненные в гипсе, а позже на базе Одесского художественного института и Городницы переведены в фарфор, обеспечили автору славу на просторах всего Советского Союза. «Делегатка» демонстрирует миру новую пролетарскую скульптуру, где моделируя объем плоскостями, геометризируя форму, Жозефина апеллирует к иконописным женским образам святых с одной стороны и заставляет по-новому звучать крестьянскую тему, представляет главную героиню вдумчивой и жизненно мудрой женщиной, которая не только способна продолжать род, но есть и социально значимой колхозницей. Емкий образ, его лапидарность и сила были предельно убедительными и наглядно свидетельствовали, что есть женщины, способные приносить пользу социуму, с ощущением собственного достоинства обогащать мир идеями рабочего класса и крестьянства.


Диндо 7.jpg



Жозефину приглашают в Одессу работать помощником кафедрального профессора, бок о бок с выпускником мастерской Огюста Родена Петром Митковицером (скульптор); учеником Станислава Виспянского и Юзефа Мегоффера, бывшим членом «Русского керамического кружка» во Львове (1901 - 1914 гг.) Михаилом Жуком (архитектурная керамика, посудные формы фарфора и весь спектр изобразительных техник); орнаменталистом, художником народного искусства, мастером декоративной росписи Амвросием Ждаха; непревзойденным графиком, мастером острой линии Владимиром Заузе. После Харькова и Киева Жозефина Диндо влилась в коллектив выдающихся мастеров, с их помощью реформировала систему подготовки художников и архитекторов старой одесской школы.

В этот период (1927 - 1928 гг.) она создала украинские рефлексии на супрематистские разработки художников Владимира Татлина и Казимира Малевича (поскольку последних приглашают преподавать в Киев) - образцы уникальной посуды в стилистике, близкой к конструктивизму.


Диндо 4.jpg


Диндо 5.jpg



Жозефина Диндо в 1928 г. принимает участие в самой масштабной монументальной работе бойчукистов после создания ансамблей декорирования агитпоездов и пароходов - оформлении Крестьянского санатория в Одессе.

Барельефы, выполненные ею на фасаде здания, способствовали формированию новых канонов пролетарского искусства. К сожалению, произведения утрачены во время Второй мировой, однако, сохранившиеся фотографии работ, позволяют констатировать, что художнице удалось их удачно стилизовать, поскольку выполненные в манере мастерской Бойчука барельефы гармонично вписывались в ансамбль росписей санатория на Хаджибеевском лимане.


Диндо.jpg



За творческие достижения Жозефину Диндо, как самую талантливую советскую женщину-скульптора, премировали поездкой в Германию и Францию с целью изучения передового опыта зарубежья в европейских музеях. Во Францию, с которой, вероятно, ее связывали генеалогические корни, ей не открыли визу, очевидно, боясь, чтобы Жозефину не переманили.

В Германии художнице удалось побывать и увидеть достижения Баухауза, а также работы основоположника кубизма Александра Архипенко. По возвращению в Одессу, после семимесячной творческой командировки, Жозефина Диндо продолжает преподавать в своей мастерской, а также создает новый после «Делегатки» (1927 г.) шедевр - «Молочница» (1929 г.), готовит уникальные формы фарфоровой пластики, которые изготовлены на базе Городницы в 1932 году. «Молочница» стала конструктивистским лейтмотивом творчества Диндо, в ней воплотилась квинтэссенция наработок Жозефины, с учетом поглощенных за рубежом флюидов Ар Деко и кубизма. Сейчас место этой уникальной работы среди достижений украинского искусства второй половины 1920-х гг. - это вершина смелых решений в скульптуре, с которой начался новый ее отсчет. «Молочница» - виртуозно исполненная модель, которая сидит в складчатой юбки, на которой больше острых углов и ломаных линий, чем это можно было бы себе представить.


диндо 3.jpg



Эксперимент в станковой скульптуре развивался параллельно с серьезными наработками в области фарфоровой посуды и малой пластики, над которыми художница работала в Одессе (Выполняла на основанной в 1790-х гг. поляками французского происхождения братьями де Мезерами Городнице на Волыни).

Особенно сложным было изготовление конструктивистской посуды - чайников, кофейников, сахарниц, каждый из них, по сути, был малой архитектурной формой.

Эти произведения позже считались формалистскими и недавно открыты заново в материалах фонда Бернарда Кратко и Жозефины Диндо № 330, хранящихся в Центральном Государственном архиве-музее литературы и искусства Украины в г. Киеве. Как явление уровня Малевича, Татлина, Суетина, эти роботы необходимо ввести в международный научный оборот и полноценно изучить, поскольку в них художница искала динамического равновесия или подвижной статики, новой симметрии и пропорций «архитектонов» (термин, введенный Казимиром Малевичем).

После экспериментов в станковой скульптуре с деревом и терракотой 1932 году Жозефина Диндо работает с цементом.

В это время она готовится принять участие в конкурсе на проект памятника Тарасу Шевченко в Харькове (1933 г.), в котором, по стечению обстоятельств, судьба ее сведет с российским скульптором Верой Мухиной. Через четыре года Жозефину Диндо начнут уничтожать, на 10 лет позже ее «Крестьянки» и «Делегатки» в русской скульптуре создаст «Рабочего и колхозницу» Вера Мухина.



Кроме специфического пластического моделирования, найденного Жозефиной Диндо, в ее творчестве разработаны новые темы и образы. Среди самых известных работ скульптора 1930-х гг. - многофигурная композиция «Безработные на Западе», статуи юных натуралистов, скрипачей, трубачей, барабанщиков и пионеров для оформления парка возле Дворца пионеров в Киеве (не сохранились) «Пятисотница» (передовик по сбору свеклы) (все - 1935). Кроме того, достаточно монументальные произведения пластики малых форм на протяжении 1927-1937 гг. экспонировались на всех республиканских выставках в Киеве, Харькове, Одессе, Днепропетровске, а также в Москве. Сейчас только 6 работ (5 - гипс, 1 - в керамике) сохранились в Национальном художественном музее Украины (5 - в фондах, 1 - в экспозиции).

В 1933 г. Жозефина Диндо получила звание профессора и доцента Киевского художественного института, преподавала в собственной мастерской в Киеве, рядом с выдающимися: Михаилом Бойчуком, Бернардом Кратко, Федором Кричевским. С 1936 г. в прессе выходят статьи с упреками про формализм в ее творчестве.

После конкурса на проект памятника Н. Гоголю в Москве (1936) они в соавторстве с мужем и В. Онащенко приняли участие в проекте памятника С. Каменеву в Киеве, за что получили вердикт - «Чужой основам реализма».
Жозефина Диндо воспитала нескольких видных деятелей украинской скульптуры. Вместе с Михаилом Жуком она преподавала у Александра Сорокина (1909, Одесса - 1981, Киев), который в дальнейшем стал ведущим мастером формы Киевского экспериментального керамико-художественного завода.

В Киеве ее учениками были заслуженный деятель искусств Виктор Мухин (1914, с. Зайцево, ныне Донецкая область – 1977 г. Луганск) и Антон Чубин (1914, с. Малософиивка, ныне Днепропетровская обл. – 1997 г. Одесса), который сменил наставницу на предыдущем месте работы в Одесском художественном институте, реорганизованном в училище.

На момент ареста в киевской мастерской Жозефины Диндо стояли утраченные ныне 22 скульптуры. Общее число произведений, часть которых была создана после лагеря (наказание отбывала в г. Ирбит Свердловской области, Россия, до 1939 года включительно), равна 110. 07.10.1940 г. органами НКВД судебно-следственное дело Жозефины Диндо было пересмотрено и, за отсутствием состава преступления, художницу отпустили.

05.07.1941 она была ранена, в оккупации осталась в Киеве. С 1943 г. продолжала творческую работу в художественных мастерских Киева. Создала два десятка работ выдающихся партийных, военных и культурных деятелей, в частности бюсты и портреты в полный рост Ленина, Сталина, Ворошилова, Ко-шевого, Ватутина, Хрущева, Литвиненко-Вольгемут. В одной из последних композиций «Тушинское поле. Праздник Авиации» Жозефина Диндо применила технику гипса под бронзой, остальные работы преимущественно создавала в гипсе.

Похороненна в Киеве на Лукьяновском кладбище. Через 35 лет после смерти (1953 г.) реабилитирована (1988 г.).

Муж, ученик Ксаверия Дуниковского в 1904 - 06 гг. и известный деятель Польши начала ХХ в., близкий Станиславу Пшибышевскому, пережил ее на 7 лет, похоронен рядом. На их могиле установлен бюст Бернарда Кратко работы Жозефины Диндо (с неправильной датой рождения мужа, на самом деле он был старше своей «Любимой Зошки», как обращался к ней в письмах, на 18 лет, родился - 17.01.1884). Однако такая существенная разница не помешала считать семью двух советских скульпторов польского происхождения, которые провели зрелость в различных местах без права жить вместе, самой прочной парой в украинском искусстве.

Еще в 1913 г. Кратко выполнил для Варшавы декоративный фонтан «Четыре времени года» и стал достаточно известным скульптором. В 1916 попал в Петербург как военнослужащий, когда русские войска оставили Польшу и Литву, а столица была переполнена беженцами. Ратник II разряда иудейского вероисповедания из мещан г. Варшавы 22.06.1917 был осмотрен в Клиническом военном госпитале Петрограда и признан совершенно непригодным к военной службе.

Бернард Кратко успевает экспонировать скульптуру «День» на Весенней выставке в Императорской академии художеств (в каталоге значится адрес его проживания - Новое Село, Нодендальская, 14). Чуть позже он переезжает в Украину, в Харьков. С 01.08.1938г. по 28.02.1939 г. работал скульптором в Стройконторе Аму-Дарьинского пароходства, позже в чарджоуских (Туркмения) аналогичных конторах с 27.02.1939 по 03.05.1945 г.

Стараниями Бернарда (в семье Шимона) Кратко и его учеников фотографии работ Жозефины Диндо и ее личные бумаги были переданы в ЦДАМЛМУ.

Ее произведения перевернули ход развития советской скульптуры, именно с них начался отсчет времени новой украинской революционной пластики. Значительный интерес к наследию Жозефины Диндо связан с востребованностью произведений, отлитых в фарфоре на Городницком заводе (Украина). Через 80 лет работы Жозефины Диндо наконец оценены с позиций дистанции времени как непревзойденные бренды революции.

О. В. Школьная

Перевод с украинского мой. Прошу прощения за возможные неточности и ошибки.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Диндо Жозефина Константиновна
Сообщениеvillar » 12.05.2012, 18:23 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1489
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Ж. Диндо. Этюд 1936 г.


New0027.jpg



Скульптуры для сада пионеров им. Постышева в Киеве 1935 г.

New0030.jpg



New0026.jpg


New0025.jpg


New0028.jpg


New0029.jpg



Работа Бернарда Кратко


New0032.jpg



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Диндо Жозефина Константиновна
Сообщениеvcherkun » 12.06.2012, 10:10 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: 10.02.2011, 01:41
Сообщения: 3
Страна: Ukraine
Город: Запорож
Поблагодарили: 2 раз.
Вот несколько работ, которые представлены в гмунди.


21102010461(1).jpg


21102010470(1).jpg




За это сообщение автора vcherkun поблагодарил: villar (12.06.2012, 13:50)
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Диндо Жозефина Константиновна
Сообщениеlorik » 22.07.2012, 08:43 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Ж. К. Диндо во время работы над скульптурой М. И. Литвиненко-Вольгемут. 2-я половина 1930-х гг.


14.jpg



Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.