Сейчас: 11.12.2016, 00:16





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Орлов Сергей Михайлович
Сообщениеvillar » 24.01.2011, 00:50 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.

824_big.jpg


Орлов Сергей Михайлович

(14.09.1911, г. Санкт-Петербург – 18.11.1973, г. Москва).

Скульптор. Член-корреспондент Академии художеств СССР, народный художник РСФСР. Работал в области монументальной и станковой скульптуры. Автор ряда памятников (Юрию Долгорукому в Москве, Афанасию Никитину в Твери, композиций для павильонов ВДНХ и станций Московского метрополитена), скульптурных композиций по мотивам русских былин, сказок и жанровой пластики в фарфоре и майолике. За скульптурные композиции «Мать», «Александр Невский», «Сказка» (фарфор) присуждена Государственная премия СССР (1946). За композицию «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (фарфор) присуждена серебряная медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958).


В историю русского изобразительного искусства Сергей Орлов вошел как скульптор, мастер пластики малых форм и автор монументальных произведений, ставших классикой отечественной культуры ХХ в., – памятников Юрию Долгорукому в Москве и Афанасию Никитину в Калинине (ныне – Тверь).

Сергей Михайлович Орлов родился 14 сентября 1911 г. в Петербурге. В 1918 г., спасаясь от голода, его семья переезжает в Вологду, где прошли детские и отроческие годы будущего художника. После окончания семилетки юноша поступает в железнодорожный техникум, здесь на его талант обращает внимание учитель рисования. В 1925 г. молодой человек приходит в частную художественную студию Юлии Ферапонтовны Лузан.

Уже позднее в одном из писем Орлову она вспоминала те далекие годы: «Когда Вы заявились ко мне, то представляли из себя чистый лист бумаги, где написано было одно: «творить». Бывая часто в моей семье, видя людей образованных, их манеры, разговоры, Вы понемногу вклинивались в тот круг, который был необходим для роли, уготованной Вам судьбой. Я всегда понимала и отмечала Вашу одаренность, силу и творческую неугомонность. Это приходилось отмечать после каждого этюда, пейзажа или натюрморта, выполняемого легко, самобытно. И всегда Вы отмечали в натуре то, что оставалось незамеченным другими, работающими у меня по воскресеньям».

Общение с человеком, обладавшим большой внутренней культурой, тонким художественным вкусом, прекрасным знанием отечественного и зарубежного искусства, какой была Ю.Ф.Лузан, не прошло бесследно для Сергея Орлова. И через годы, уже окончательно обосновавшись в Москве, он сохранил любовь и уважение к первому и единственному своему педагогу и к Вологде, где осознал себя как личность и которую всегда считал своей родиной.

В 1929 г. С. М.Орлов приехал в Москву с твердым намерением учиться, но поступить в художественный институт ему не удалось. Несмотря ни на что, он решил остаться в столице. Помощь пришла от сотрудников Музея керамики, которые оценили дарование юноши и помогли устроиться на работу в этот музей. Вскоре на практике, посещая Дмитровский завод фарфоровых изделий (бывший Гарднера), он изучил все тонкости керамического производства. Творческий путь был выбран, дальше все зависело от него самого, а упорства и работоспособности Орлову было не занимать.

Результат почти полувековой деятельности Сергея Михайловича – огромное творческое наследие: мелкая пластика, станковая и монументальная скульптура, живописные и графические произведения. Оценивая работы раннего периода и годов зрелости, невольно отмечаешь, какое большое значение в творчестве художника имели традиции национальной культуры: народная керамика, русский фарфор и фаянс конца XIX – начала XX в.

Наверное, потому так любил Орлов работать в этих материалах, вводя в них цвет и обязательную сюжетную основу. Стоит вспомнить его первые пластические композиции: «Лесной разговор», «Драка», которые сам автор называл фантазиями или фантастическими шутками. В работах зрелого периода эти качества виртуозно выражены в пластической серии «Цирк». Его «клоунады » соединяли в себе меткий юмор, присущий народному искусству, и изысканность русского фарфора начала XX столетия.


Комментарий к файлу: Иванушка на Коньке-Горбунке. 1945. Фарфор
222.jpg



«Орлов – вдохновенный певец русской эпической былины и народной сказки. Его произведения проникнуты большой любовью и народной мудростью… увлекают полетом мысли, выразительностью и тонкостью проникновения в чарующий мир сказки». Эти слова всемирно известного скульптора С. Т. Коненкова посвящены композициям из фарфора: «Конек-Горбунок», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Сказка о золотой рыбке» и многим другим, созданным художником с величайшей виртуозностью и мастерством в разные годы его творческой жизни.

Нельзя не отметить тот факт, что делались они не традиционным способом формовки, а лепились непосредственно из фарфоровой глины, что до С. М. Орлова никто не делал. Так создавались уникальные, выполненные в единственном экземпляре произведения. К ним принадлежала и знаменитая «Сказка», подаренная американскому дипломату А.Гарриману в 1944 г. В. М. Молотовым без согласования с автором, прямо с выставки.

Послевоенные годы нельзя назвать временем, благоприятным в развитии российской малой пластики. Утрата ею утилитарных функций, ориентация на статуарность приводят к развитию так называемой «кабинетной» скульптуры, повторяющей зачастую образцы монументальной пластики. Именно в этот период С.М.Орлов, уже именитый художник (лауреат Государственной премии СССР за 1946 г.), реализует себя как скульптор-монументалист. Он автор композиций для павильонов ВДНХ, Московского университета и метрополитена столицы.

Опираясь на лучшие традиции мировой и отечественной классики, он создает памятники, ставшие не только органичной частью городского ансамбля, его стилистически и эмоционально организующим звеном, но вехами в истории развития монументальной скульптуры страны.

В результате объявленного конкурса на памятник Юрию Долгорукому лучшим был признан проект Орлова. Работа над монументом началась летом 1947 г. и продолжалась в течение шести лет. 6 июня 1953 г. в торжественной обстановке состоялось открытие нового памятника, ставшего сразу одним из самых популярных монументов, украшающих нашу столицу. В 1954 г. скульптор был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

Весной 1955 г. Орлову было предложено работать над памятником землепроходцу Афанасию Никитину. Скульптор сразу нашел удачное решение фигуры, изобразив Никитина в дорожном платье, с непокрытой головой, идущим спокойным и твердым шагом. Памятник был выполнен в небывало короткий срок – за три месяца – и явился очередной творческой удачей скульптора. Расположенный в центре города, на высоком берегу Волги, он организует всю прилегающую к нему часть набережной и является доминантой новой площади.

Лауреат Государственной премии 1946 г., обладатель серебряной медали Всемирной выставки в Брюсселе (1958), Сергей Орлов в 1968 г. был удостоен звания народного художника РСФСР.

Произведения мастера находятся в коллекциях крупнейших музеев нашей страны. Память о нем сохраняется и в Вологде. В 1990 г. здесь состоялась большая персональная выставка художника. В собрании Вологодской областной картинной галереи находятся графические и живописные произведения мастера, а также отдельные образцы его знаменитой фарфоровой пластики.

Источник http://vologda-oblast.ru


Комментарий к файлу: Скульптура-триптих "Илья муромец и Соловей-разбойник" 1953 г.
DSC04279.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 В 2011 году исполняется 100 лет со дня рождения Орлова С.М.
СообщениеЕЛЕНА » 24.03.2011, 13:41 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: 24.03.2011, 12:53
Сообщения: 2
Страна: РФ
Город: МОСКВА
Поблагодарили: 0 раз.
Обидно, что его творчество обделено вниманием искусствоведов. В моей коллекции есть его фаянсовые скульптуры 1946 года, практически доселе неизвестные.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: В 2011 году исполняется 100 лет со дня рождения Орлова С
Сообщениеvillar » 24.03.2011, 19:12 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
ЕЛЕНА писал(а):
В моей коллекции есть его фаянсовые скульптуры 1946 года, практически доселе неизвестные.


Очень хотелось бы их увидеть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Орлов Сергей Михайлович
СообщениеЕЛЕНА » 28.03.2011, 12:38 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: 24.03.2011, 12:53
Сообщения: 2
Страна: РФ
Город: МОСКВА
Поблагодарили: 0 раз.
Постараюсь выложить фото. Триптих "Шабаш".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.