Сейчас: 11.12.2016, 13:53





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Трипольская Елизавета Илларионовна
Сообщениеvillar » 10.01.2011, 23:22 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Трипольская Елизавета Илларионовна (Ларионовна, Романовна, Родионовна)


Tripolskaya.jpg




Трипольская Елизавета Илларионовна родилась 19(31) ноября 1881 года в селе Опошня Полтавской губернии в семье богатых помещиков имевших владения в Опошне и Зенькове.

С юности девушка начинает лепить из глины небольшие фигурки крестьян. В 1896 году юная керамистка с серебряной медалью оканчивает училище в Полтаве. По некоторым данным, дядей Елизаветы был известный украинский пейзажист Михаил Иванович Холодовский (1855 – 1956 гг.). Очевидно, именно он рекомендовал свою племянницу Василию Алексеевичу Волкову, который тогда преподавал в Полтавском институте благородных девиц. У Василия Алексеевича девушка получила начальное профессионально-художественное образование, а дальше, с 1897 года, продолжила изучать искусство пластики в мастерских скульпторов Л. Шервуда, В. Беклемишева, Р. Баха; в Петербургской художественной школе Общества поощрения художников; у графиков А. Ционглинского, Д. Кардовского в Петербурге. А в 1903 году художница уже принимает участие в художественной выставке в Полтаве.

В это время, как раз на рубеже 1890-х – 1900-х годов, в Опошне, наравне с Миргородом, экспериментальным путем налаживался выпуск фарфоровых и фаянсовых изделий. Вероятно, контакт Василия Григорьевича Кричевского, который в это время работал в Полтаве над проектом здания Полтавского земства, Елизаветы Трипольской и администрации Опошнянского училища происходил постоянно. Тем более что в дальнейшем Трипольская планировала отливку своих скульптур на базе Миргородской художественно-промышленной школы, что, скорее всего, было для нее привычным делом, учитывая, что она была наследницей больших поместий, и, возможно, как тогда было принято, входила в попечительские советы.

В это же время она едет в Париж, где продолжает обучение в студии Н. Аронсона и в мастерской Вьежаля (1906 – 1907 гг.), где обучается искусству обработки мрамора. После возвращения, вдохновенная, она в 1907 году создает модель девушки-украинки и красавца-водяного для фонтана перед зданием Полтавского земства.

Исследователь А.В. Нименко так описывал проект этой монументально-декоративной скульптуры: “Девушка идет по воду. Водяной, который вдруг выбегает ей навстречу, переворачивает ведра красавицы, набирает в рот воды и с юмором запускает ей в лицо струю. Проект фонтана был должным образом оценен и одобрен для сооружения. Скульптор вылепила и отформовала в своей миргородской мастерской из гипса фигуры девушки и водяного, но по каким-то причинам фонтан так и не был сооружен”.

В течение 1904 – 1909 годов Елизавета Трипольская работает с различными материалами. В эти годы появляются: «Портрет мальчика» 1908 г. (мрамор), которая экспонировалась на Весенней выставке в Петербурге; терракотовые бюсты девушек, анималистическая скульптура (изображение собак, свиней, коров), бюсты сельских мужиков „Дядька Кривонос”, „Крестьяне”, молодиц – „Цокотуха” (1909 г.), которая со временем получила Куинджевскую премию.

Гипсовый этюд „Свинья” и бронзовая статуэтка „Английский хорт” (1910), были впервые выставлены на третьей выставке картин группы художников в Киеве в 1910 г. Уже в следующем году она дебютирует на весенней выставке в Петербургской академии художеств с „Головкой ребенка” (1910, мрамор) и на четвертой выставке украинских художников со скульптурами из глины „Застыдилась”, „Паниматка”, Дядька Кривонос”. Эти скульптуры стали настоящими событиями художественной жизни Украины того времени.

В это время Трипольская живет в собственном имении в Зенькове. Именно здесь она создает в январе 1912 года свои скульптуры „Осетин” (гипс), „Панна” (гипс) и „Крестьянин” (глина).

В 1916 – 1917-м году появляются ее скульптуры в бронзе „Былиночка”, „Шутит”(“Жартує” укр.), „Катерина”. В 1918-м была выполнена майоликовая группа – „На ярмарке”. В этом же году произведения Трипольской экспонируются на Первой выставке Общества деятелей украинского пластического искусства в Киеве.

В 1914-м году она выполнила еще один почетный заказ – модель пьедестала для памятника Екатерине II в Екатеринославе (ныне Днепропетровск).

В 1918-м художница пробует свои силы в майолике, которая в дальнейшем станет судьбой всей ее жизни. Все это время она работает в Полтаве и Киеве. В этот период гончары Опошни по ее эскизам создают фигурки „Украинская свадьба”, которые затем вошли в историю отечественной керамологии.

В 1920-х годах Елизавета Илларионовна была командирована ВХУТЕИНом в Баку. Возможно, стажировка совмещалась с ее обучением в Высшем художественно-техническом институте, открытом в Петербурге в 1922 году на базе Академии художеств.

С 1922 года она уже постоянно проживает в столице Азербайджана, где выполняет барельефы и горельефы „Земледелие”, „Музыка”, „Прометей”, „Наука” для столичных интерьеров Академии Наук Азербайджанской ССР; фигуру рабочего к памятнику 26-ти бакинским комиссарам в Баку (1923 г., не сохранился). Была автором модели памятника В.И. Ленину (бронза, керамика), установленного в 1927 году в Ашхабаде, столице Туркменской ССР.

В 1927 году Трипольская, вероятно в качестве еще студентки ВХУТЕИНа, выполнила для Ломоносовского фарфорового завода несколько скульптур: „Восточная женщина”, „Афганка” („Восточная женщина, закутанная в чадру” и „Восточная женщина, снимающая чадру”), „Восточный носильщик (Амбал)”.

В течение 1928 – 1933 годов Е. Трипольская работает на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках, где, среди прочего, создала так называемые „Туркменские шахматы”, один экземпляр которых, был подарен Советским правительством президенту США Ф. Рузвельту. С ее участием здесь было создано около 30 образцов росписи чайной посуды, которые отражали революционные события и новую бытовую культуру советской эпохи (преобладали изображения работниц в платках, рабочих с молотом, тракторов, станков). Торговые организации отказывались заказывать посуду с таким оформлением. Но, тем не менее, благодаря этим скульптурам, Трипольская стала известна на весь бывший Советский Союз.

Комментарий к файлу: Афганская женщина, закутанная в чадру ГФЗ 1928 Е.Р. Трипольская Роспись М.П. Кирилловой
00136q54.jpeg


Комментарий к файлу: Афганская женщина, сбрасывающая чадру 1929 ГФЗ
Е.Р. Трипольская

00134es9.jpeg


Сохранились данные, что скульптор с 1928 года была членом Союза художников Азербайджана, творила в русле соцреализма. Выполняла бюсты официальных деятелей, произведение „Победа” (1949 г.). Умерла Елизавета Трипольская в Баку в 1958 году. Неизвестно, где находится могила выдающейся опошнянки, и остались ли у нее наследники. В России произведения Трипольской хранятся в Государственном русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Музее Дмитровского фарфорового завода.

Благодарим автора сайта http://poltavahistory.org.ua
Бояренцева Сергея Михайловича за предоставленный материал


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.