Сейчас: 11.12.2016, 13:53





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Александра Васильевна Щекотихина-Потоцкая
Сообщениеlorik » 10.01.2011, 16:46 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Александра Васильевна Щекотихина-Потоцкая (1892 - 1967) - живописец, художник театра, скульптор, фарфорист.

Родилась в семье русского купца-старовера Василия Григорьевича Щекотихина. Дед художницы, Григорий Васильевич, занимался иконописью и книжной миниатюрой, расписывал пасхальные яйца, бабушка по материнской линии слыла искусной вышивальщицей.

Окончив в 1908 в Александровске гимназию, переехала в Петербург и поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, в 1910 была командирована на русский Север для ознакомления с памятниками старинного зодчества и народным крестьянским искусством, в 1913 г. - в Грецию, Италию и Францию. Помогала Рериху в работе над росписями церкви Святого Духа в имении княгини М. Тенишевой в Смоленской губернии и над оформлением балета И.Стравинского «Весна священная» (1913) для антрепризы С. Дягилева. Испытывая несомненное влияние учителя, она обнаружила самобытность: созданные ею эскизы костюмов отличает от рериховских больший динамизм и экспрессия.

Театрально-декорационная живопись заняла заметное место в творчестве художницы 2-й половины 1910-х. Параллельно художница занималась станковой живописью, станковой и журнальной графикой.

В начале 1918 А. В. Щекотихина-Потоцкая была приглашена на Государственный фарфоровый завод, где сразу начала работу над эскизами росписей, а позже и над скульптурными формами. Главной темой ее творчества была тема России. В искусство фарфора она принесла яркий, праздничный и одновременно драматичный мир фольклорных и иконописных образов, увиденных глазами художника, не чуждого авангарду 1910 - 1920-х. Мирискусническому стилизму и графической дисциплине художественного руководителя завода С. Чехонина она противопоставила свободу живописно-графического декора.

Обобщенными, словно небрежно положенными пятнами, пространственными сдвигами, плясовым ритмом надписей она намеренно обостряла конфликт традиционных форм фарфоровой посуды и нового искусства. Наряду со сценами венчаний, застолий, плясок и забав в росписях художницы появились фигуры матросов, комиссаров, советская эмблематика и лозунги, что дает основание часть работ А. В.Щекотихиной-Потоцкой назвать агитфарфором. Однако творчество художницы революционных лет неоднозначно. Несклонная к политическим размышлениям, эмоционально она остро воспринимала диссонансы современности и, восхищаясь красотой народной стихии, одновременно отразила трагизм эпохи (блюдо «Страдания России», 1921).

С 1923 по 1936 год художница вместе с мужем Иваном Билибиным работает за границей – Во Франции, в Египте.

Вместе в 1920 г.г. они много путешествовали по Востоку. Оттуда Александра Васильевна привезла разные восточные шали, чалму, украшения. На вернисажи и открытия выставок она приходила в платье с большим вырезом на спине, в чалме с пером или камнем посередине, на пальцах были нанизаны крупные серебряные кольца.

По эскизам Щекотихиной-Потоцкой, присланным из Франции в Советский Союз, были расписаны изделия, показанные на Всемирной выставке в Милане. За них художнице был присужден почетный диплом.

Впервые выступив на выставке «Мир искусства» в 1916, А. В. Щекотихина-Потоцкая стала в 1922 его официальным членом.


1010.jpg


1011.jpg


1012.jpg


Осенью 1936 была снова принята на Ленинградский фарфоровый завод. Перейдя в росписях конца 1920-х от орнаментально-плоскостной к живописно-объемной трактовке зримого мира, она обратилась теперь к пластике.

В 1953 по состоянию здоровья А. В. Щекотихина-Потоцкая ушла с завода и вскоре была вынуждена прекратить работу. В 1955 в Ленинграде состоялась ее персональная выставка: в 1957 художница своими прежними работами приняла участие в Выставке народно-прикладного и декоративного искусства в Москве, после которой была награждена дипломом 1-й степени Министерства культуры.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Александра Васильевна Щекотихина-Потоцкая
Сообщениеvillar » 03.05.2011, 10:55 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая(до конца 1930-х чаще писалась Щекотихина) Александра Васильевна (8.(по др. св. 19.15.1892, Александровск, Екатеринославской губ. - 23.10.1967, Ленинград) - живописец, художник театра, скульптор, фарфорист. Родилась в семье русского купца-старовера Василия Григорьевича Щекотихина.

Дед художницы, Григорий Васильевич, занимался иконописью и книжной миниатюрой, расписывал пасхальные яйца, бабушка по материнской линии слыла искусной вышивальщицей.

Окончив в 1908 в Александровске гимназию, в которой рисование преподавал воспитанник Академии художеств Ф.Беляев, переехала в Петербург и поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где ее учителями стали Я. Ционглинский, Н.Рерих, И.Билибин, В.Щуко. В 1910 получила малую серебряную медаль, в 1911 большую.

В 1910 была командирована на русский Север для ознакомления с памятниками старинного зодчества и народным крестьянским искусством, ав 1913-в Грецию, Италию и Францию; в течение нескольких лет занималась в Париже в "Academic Ranson" под руководством М. Дени, Ф. Валлотона и П. Серизье. Русские и французские наставники воспитали в ней мастера широкого диапазона. Она помогала Рериху в работе над росписями церкви Святого Духа в имении княгини М. Тенишевой в Смоленской губернии и над оформлением балета И. Стравинского "Весна священная" (1913) для антрепризы С.Дягилева.

Испытывая несомненное влияние учителя, она обнаружила самобытность: созданные ею эскизы костюмов отличает от рериховских больший динамизм и экспрессия. Театрально-декорационная живопись заняла заметное место в творчестве художницы 2-й половины 1910-х. Ею выполнены эскизы костюмов к "весенней сказке" А. Островского "Снегурочка" (театр Рейнике в Петербурге, 1916), к балету на музыку М. Мусоргского "Ночь на Лысой горе", к опере А.Рубинштейна "Демон", эскизы декораций и костюмов к опере А.Серова "Рогнеда" (театр С.Зимина в Москве, 1916) ик опере Н. Римского-Корсакова "Садко" (Петроградский Народный дом, 1920).

Параллельно художница занималась станковой живописью, станковой и журнальной графикой.
В начале 1918 Александра Васильевна была приглашена на Государственный фарфоровый завод, где сразу начала работу над эскизами росписей, а позже и над скульптурными формами. В искусство фарфора она принесла яркий, праздничный и одновременно драматичный мир фольклорных и иконописных образов, увиденных глазами художника, не чуждого авангарду 1910-1920-х.

Мирискусническому стилизму и графической дисциплине художественного руководителя завода С. Чехонина она противопоставила свободу живописно-графического декора. Обобщенными, словно небрежно положенными пятнами, пространственными сдвигами, плясовым ритмом надписей она намеренно обостряла конфликт традиционных форм фарфоровой посуды и нового искусства.

Наряду со сценами венчаний, застолий, плясок и забав в росписях художницы появились фигуры матросов, комиссаров, советская эмблематика и лозунги, что дает основание часть работ Щекотихиной-Потоцкой назвать агитфарфором. Однако творчество художницы революционных лет неоднозначно. Несклонная к политическим размышлениям, эмоционально она остро воспринимала диссонансы современности и, восхищаясь красотой народной стихии, одновременно отразила трагизм эпохи (блюдо "Страдания России", 1921). Впервые выступив на выставке "Мир искусства" в 1916, Щ.-П. стала в 1922 его официальным членом.

Она участвовала также в Первой государственной свободной выставке произведений искусств (Петроград, 1919), в Выставке произведений художников-членов Дома искусств (Петроград, 1921) ив Пятой выставке Общины художников (Петроград, 1922).

После смерти в 1920 мужа, юриста Николая Филипповича Потоцкого, с которым она прожила немногим более пяти лет, Щ.-П. с сыном Мстиславом поселилась в Доме искусств, на углу Невского и Мойки, где в голодные годы нашли пристанище многие литераторы и художники. Вскоре ее пригласил к себе обосновавшийся в Египте И.Билибин. Эти события жизни Щ.-П. отражены в романе О.Форш "Сумасшедший корабль".

Уехав в Германию для ознакомления с Берлинской фарфоровой мануфактурой, Щ.-П. из командировки не вернулась и отправилась с сыном в Каир, где вышла за Билибина замуж. Летом 1924 семья совершила поездку в Сирию и Палестину, в 1925, после переселения в Александрию, - в Верхний Египет к Луксорскому храму.

В многочисленных этюдах, выполненных маслом и в различных графических техниках, в росписях по фарфору художница тонко улавливала как особенности стилей прошлого, так и черты проникающего на Арабский Восток европеизма.

В августе 1925 Александра Васильевна Щекотихина-Потоцкая переехала с Билибиным в Париж, где они поселились на бульваре Пастера и работали в одной мастерской. Как и Билибин, Александра Васильевна участвовала в 1927 в выставке "Мира искусства" в галерее Бернгеймамладшего, а в 1929 состоялась их совместная выставка в Амстердаме. Однако в творческих судьбах двух художников были и существенные различия.

Щекотихина-Потоцкая оказалась менее связанной с кругами русской эмиграции и постоянно поддерживала отношения с Ленинградским фарфоровым заводом; в 1925 ее работы показывались в советском отделе Международной выставки декоративно-художественных искусств в Париже, где их отметили медалью, ав 1927 в составе коллекции Ленинградского завода - на Международной выставке художественной промышленности и декоративных искусств в Монце-Милане, неоднократно экспонировались они и на выставках в Ленинграде и Москве. Одновременно художница органично вошла в художественную жизнь Франции.

Александра Васильевна были принята в Общество независимых художников, участвовала в выставках Осенних салонов и Салонов Тюильри: выполняла эскизы росписей фарфора для Национальной мануфактуры в Севре, эскизы тканей, модели спортивных костюмов и т.п., сотрудничала с парижскими издательствами. В ее работах ощущение Парижа, его джазовых ритмов, его художественного авангарда. На рубеже 1920-1930-х в пейзажах, натюрмортах, в росписях фарфора при всей их экспрессивности усиливалось внимание к натуре, стремление к жизнеподобию; в этом проявились характерные для искусства того времени неотрадиционалистские тенденции.

Вернувшись осенью 1936 вместе с Билибиным и сыном на родину, Щекотихина-Потоцкая была снова принята на Ленинградский фарфоровый завод. Перейдя в росписях конца 1920-х от орнаментально-плоскостной к живописно-объемной трактовке зримого мира, она обратилась теперь к пластике. Опираясь на древнюю традицию, Александра Васильевна уподобляет формы живой природы различным видам сосудов: масленки "Лимон" (1941) и "Перец" (1948), салатник "Карп" (1941), ликерный набор "Рябинка" (1945), графин с чарочками "Рыба", пепельница "Голубь" (1947) - это и не станковая скульптура, и не обычная посуда. Ее задача, как и декоративных статуэток, которые Щ.-П. создавала в эти же годы, вносить в повседневность праздник. Упругая сила словно вздувшихся изнутри форм, игра бликов света, яркие краски и золото, включенные в живописную фактуру поверхности, создают эффектное зрелище.
В отличие от Билибина Щекотихиной-Потоцкой удалось пережить ленинградскую блокаду.

Во время войны она обращалась к темам героического прошлого России в темперной живописи, в мелкой пластике, в росписях по фарфору, в 1942 участвовала в Выставке работ ленинградских художников в Москве, в 1944 в связи с 200-летним юбилеем Ленинградского фарфорового завода была награждена орденом "Знак Почета". Плодотворной была работа художника после окончания войны. Большое количество вещей показала она в 1950 на Выставке произведений ленинградских художников в промышленности и декоративно-прикладном искусстве. С конца 1940-х в центре ее внимания роспись сервизов, предназначенных для массового тиражирования. Здесь она более сдержанна, ограничивая себя несколькими чистыми цветами, звучащими в полную силу на освобожденной белизне фарфора.

В 1953 по состоянию здоровья Александра Васильевна ушла с завода и вскоре была вынуждена прекратить работу. В 1955 в Ленинграде состоялась ее персональная выставка: в 1957 художница своими прежними работами приняла участие в Выставке народно-прикладного и декоративного искусства в Москве, после которой была награждена дипломом 1-й степени Министерства культуры РСФСР. Первая посмертная выставка произведений художницы прошла в 1972в Ленинградском доме ученых, выставки работ Билибина и Щекотихиной-Потоцкой были устроены в Ленинграде: в 1977 Ленинградской организацией Союза художников РСФСР, в 1978-80 и 1994-95 гг. дирекцией Объединения музеев Ленинградской области.

Произведения Александры Васильевны хранятся в Русском музее, в музее Петербургского фарфорового завода, в Музее театрального и музыкального искусства в Петербурге, в Ивангородском историко-архитектурном и художественном музее Ленинградской области, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Театральном музее им. А. Бахрушина, в Музее керамики и "Усадьбе Кусково XVIII в." в Москве, в др. отечественных и зарубежных государственных и частных собраниях.

Похоронена Александра Васильевна Щекотихина-Потоцкая на Охтинском кладбище в Петербурге.

Источник http://glossword.info


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot], Google Adsense [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.