Сейчас: 08.12.2016, 13:51





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Аста Давыдовна Бржезицкая
Сообщениеvillar » 07.01.2011, 18:21 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.

006.jpg


Аста Давыдовна Бржезицкая
Родилась в 1912 году в Москве. В 1945 году окончила Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова по классу скульптуры у профессора А. Т. Матвеева. С 1945 года работала скульптором на Дулевском фарфоровом заводе.

Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственном музее керамики и усадьбе "Кусково" XVIII в., Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Московских театрах, во многих художественных и литературных музеях в России и Латвии, частных коллекциях в России и США.

С 1946 года участвовала более чем в 100 выставках как у себя в стране так и за рубежом: Австрия, Бельгия, Германия, Индия, Канада, США, Франция, Япония.

1973 Выставка живописи и скульптуры. Москва;

1984 Персональная выставка. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Москва;

1993 Персональная выставка. Государственный музей керамики и усадьба "Кусково" XVIII в.. Москва.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Аста Давыдовна Бржезицкая
Сообщениеlorik » 17.01.2011, 14:28 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
На выставке, представленной вниманию зрителей, экспонируются произведения крупнейшего мастера фарфоровой скульптуры Асты Давыдовны Бржезицкой.

За свою долгую творческую жизнь, неразрывно связанную с Дулевским фарфоровым заводом, она создала около пятисот скульптур, многие из которых хранятся в крупнейших музеях мира, в том числе в Эрмитаже, Русском Музее, Музее керамики в Кусково и многих других. Ее произведения, выпущенные большими тиражами, присутствуют и живут во многих домах жителей нашей страны.

А. Д.Бржезицкая стала "классиком жанра", о ее работах пишут во всех книгах, посвященных истории развития искусства малых форм.

В экспозиции представлены скульптуры из частной коллекции Асты Давыдовны, а также из фондов Государственного музея керамики и "Усадьбы Кусково XVIII века". Книги по истории развития искусства фарфора в России - из фондов Российской государственной библиотеки по искусству.


"Фарфорвым народцем" любит называть московский скульптор-фарфорист Аста Давыдовна Бржезицкая те свои создания, которым отдала свой незаурядный талант.

Собравшись вместе на этой выставке, произведения Бржезицкой образуют яркий и самобытный мир с особым духовным потенциалом, с собственной атмосферой изысканного и блестящего театрализованного представления.
Певучие ясные линии, светоносная белизна фарфора, порхание мазков нежнейших красок и аккорды кобальтовых золотых вкраплений - таково искусство праздничное, элегантное, остроумное и одновременно - трогательно незащищенное в своей эмоциональной чистоте, в доверительной обращенности к зрителю.

Бржезицкая - скульптор-режиссер. Недаром искусствоведческие работы о ее творчестве так и назывались: "В постановке А. Бржезицкой", "Мир-театр А. Бржезицкой".

С детства, в своем доме, позже - в мастерской скульптора-портретиста И. А. Менделевича были приобретены навыки в лепке. Любовь же к театру вызывала желание строить свои мизансцены, подчинять персонажи своей фантазии, выразить свою идею через антураж, детали-приспособления, как говорят в театре. Так был сделан выбор - скульптура малых форм. Способности художника нашли свое полное выражение в возможностях этого вида искусства. Оригинальной выдумкой, феерической изобразительностью, острыми сюжетными ходами наполнены разноплановые композиции произведений Бржезицкой.

Аста Давыдовна окончила Московский художественный институт (ныне - им. В. И. Сурикова) в 1944 году. Студенческую практику она проходила на Дулевском фарфоровом заводе. Здесь началась для нее "жизнь в фарфоре", началась без всяких сомнений в правильности выбранного пути. С 1945 года Аста Давыдовна Бржезицкая - штатный художник этого завода, а в 1946 году принята в Союз художников СССР. Она постоянный участник всесоюзных, московских и зарубежных выставок.

Если говорить о школе, о традициях Дулёвского завода, то в отношении фарфоровой скульптуры таковых практически не было. Но с 30-х годов на заводе работали А. Г. Сотников и П. М. Кожин - очень сильные мастера. К ним присоединилась А. Д. Бржезицкая, сразу начавшая работать смело, с большой увлеченностью.

В результате наше искусство обогатилось яркой характерной "дулевской" пластикой. По многообразию сюжетов и выразительных средств творчество А.Д.Бржезицкой здесь, пожалуй, доминирует.

С самых первых лет творчества у Асты Давыдовны преобладают два направления: развитие своей собственной драматургии в пластике и изображение театра непосредственно (то есть известных актеров в известных ролях). Эти направления в дальнейшем, взаимно обогащаясь и переплетаясь, дали жизнь ансамблям и сюитам, редкостным по своей пластической выразительности, образной насыщенности, а зачастую и технической сложности.

Интерпретация литературных сюжетов у А. Д. Бржезицкой отличается образно-стилевым единством: в 50-е годы это "Гулливер", "Тартарен", "Три мушкетера", "Гамлет", в 70-е - "Каменный гость", "Сон Татьяны", "Пиковая дама", "Чеховская сюита".

Отличительная черта творческого почерка Бржезицкой - создание в композиции эмоционально насыщенной среды.

К середине 60-х годов А. Д. Бржезицкая была уже мастером, создавшим большое количество произведений как уникальных, так и тиражированных, можно сказать - была виртуозом своего дела. Посему это время с его настойчивым декларированием новой современной формы, новых принципов декоративности и обобщения не вызвало радикальных изменений в ее творчестве, однако повлияло на него благотворно, будучи осмыслено с позиций высокой культуры и интеллектуальной гибкости. Более свободное отношение к форме, меньший буквализм в трактовке натурного материала были использованы скульптуром с присущей ей изобретательностью, для пополнения арсенала изобразительных средств.

Начало 70-х годов для Бржезицкой - пора многофигурных композиций с ярко выраженным пространственным началом; сюда входят сюиты "Народные таланты", "Вахтанговцы", "Принцесса Турандот", дулёвские сцены, и наконец - "Ревизор" в Театре сатиры.

Творчество скульптора середины 70-х годов отмечено отходом от "широких" сцен в глубину, в большую серьезность, в лирическое раздумье.

Сейчас кажется странным, что рассказы А. П. Чехова, столь созвучные своей поэтикой творчеству Бржезицкой, долго, до 1978 года, не находили своего воплощения в ее пластическом театре. В "Чеховской сюите" скульптор вновь обращается к подробному детальному рассказу, к точным характеристикам внешних примет. Чеховский смех и чеховские слезы нашли свой пластический эквивалент, свое глубокое прочтение.

Работа с фарфором - это игра с огнем: что будет после обжига?! Игра с огнем невозможна в одиночку. Фарфор - дело коллективное. За время работы Бржезицкая привыкла думать о заводском коллективе - формовщиках, литейщиках, обжигальщиках - как о своей семье. "Фарфорист не замыкается , как живописец, в своей мастерской. Он сразу выходит с новой работой к людям, в цех. И там скажут все откровенно, обсудят с пристрастием настоящих ценителей. Почти сорок лет связаны общим делом, равнодушия быть не может". Лучшей наградой были скульптору слова одного рабочего: " Хорошо работаешь, красиво, остроумно, изобретательно и весело". Действительно, лучше и точнее сказать нельзя.

Из вступительной статьи О. Кашириной к каталогу выставки А. Д. Бржезицкой 1983 года


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Аста Давыдовна Бржезицкая
Сообщениеlorik » 25.08.2012, 11:50 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Фарфоровая империя Асты Бржезицкой.

"Королева фарфора" - так называли Асту Бржезицкую. Познакомиться с ее скульптурами можно в Московском Театральном музее имени Бахрушина, где представлена экспозиция "Аста Бржезицкая. Театр и литература в творчестве скульптора"

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Асты Бржезицкой.


Брж 001.jpg


В 50-е – 70-е годы ХХ века работы художницы пользовались всенародной любовью, многие из них неоднократно тиражировались. Потом были годы забвения, и лишь в последнее время шедевры Бржезицкой постепенно возвращаются к зрителям – издан иллюстрированный альбом, в крупнейших российских музеях проходят выставки ее работ.

В эти дни познакомиться с "фарфоровым народцем" - именно так художница называла свои скульптуры - можно в Московском Театральном музее имени Бахрушина, где представлена экспозиция "Аста Бржезицкая. Театр и литература в творчестве скульптора". Более полусотни фарфоровых шедевров из фондов Бахрушинского музея и личной коллекции Нины и Вадима Гинзбург – лишь малая часть наследия художницы, которое насчитывает около 500 скульптур.

Главный хранитель Театрального музея имени Бахрушина, Ирина Гамула, называет работы Асты Бржезицкой "фарфоровой империей". "Каждая её фигурка несёт свою смысловую нагрузку, вступает в свою внутреннюю связь с остальными героями той или иной композиции. Это особый мир – мир, который создавала Аста Давыдовна", – отмечает она.

После окончания московского Суриковского училища, в 1944 году Бржезицкая пришла на практику на знаменитый Дулёвский фарфоровый завод, где и проработала почти полвека. В те годы фарфоровые фигурки были излюбленным украшением интерьера, а ее легкие и радостные работы пользовались особенной популярностью.

Галерея образов, созданных ею, необычайно обширна. Передовики производства, труженики села и рядом – "Дама с собачкой" из произведения Антона Чехова, герои сказок Александра Пушкина "Руслан и Людмила" и Ганса Кристиана Андерсена "Принцесса на горошине"...

С туалетным прибором "Принцесса на горошине" связана занятная история. Рассказывают, что изначально работа предназначалась для королевы Бельгии. Флаконы для духов были сделаны в виде фигурок короля и королевы, головы которых служили крышечками и были съемными. Работа была закончена и представлена на суд государственной комиссии, члены которой пришли к заключению, что подобное художественное решение – неполиткорректно, и подарок так и не был передан.

"Творческая жизнь Асты Бржезицкой была неразрывно связана с Дулёвским фарфоровым заводом, - рассказывает московский коллекционер Елена Зенина. – Здесь она создала свои лучшие работы, многие из которых хранятся в Эрмитаже, Русском Музее Петербурга, омском музее имени Врубеля".

Елена Зенина начала коллекционировать советский фарфор более 30 лет назад, и сегодня ее собрание по праву считается одним из крупнейших в России. Началась эта коллекция с работы Асты Бржезицкой.

"Самая первая фигурка была подарена мне папой-лётчиком в ранней юности. Но интерес к советскому фарфору, желание как можно больше узнать о нем, появились позже. Мне очень повезло – тогда советское искусство не пользовалось интересом, наши соотечественники его не покупали. Коллекция стала складываться постепенно и насчитывает уже более трех тысяч экспонатов".

Сегодня ситуация изменилась. Скульптуры советских художников-фарфористов с каждым днем пользуются все большим интересом коллекционеров, появляются на торгах аукционных домов и занимают достойное место в частных собраниях.

Армен Апресян

http://rus.ruvr.ru/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.