Сейчас: 24.04.2017, 11:24





Поиск:
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Анна Лепорская
Сообщениеlorik » 29.12.2010, 21:59 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.

leporska.jpg



А книгу с автографом героини принес в редакцию внук директора - Владимир Сергеевич ЛЕПОРСКИЙ. Она написана искусствоведом Мариной Тихомировой. Прекрасно изданная в Ленинграде в 1979 году, книга-альбом так и называется: "Анна Александровна Лепорская". В ней - богатейший иллюстративный материал работ мастера, художественная ценность которых с каждым годом возрастает.

Как и растет наш интерес к родословной фамилии, чьи предки оставили свой заметный след в истории Мариуполя, края и той великой страны, в которой мы когда-то жили. Кто знает, какую роль сыграло для племянника искусство тетушки, когда в 1972 году директор создал на "Азовстали" цех сортового стекла? Петербург-ский фарфор и азовстальский хрусталь - общего рода Лепорских.

Если вы откроете "Воспоминания" академика Дмитрия Сергеевича ЛИХАЧЕВА, то в главе "Об интеллектуальной топографии Петербурга первой четверти двадцатого века" найдете рассказ о знаменитом "Доме Мятлевых" и Институте истории искусств: "Два центра интеллектуальной жизни Петербурга-Ленинграда", - называет их автор.

И вспоминает Анну Лепорскую в одном ряду с такими именами, как Казимир Малевич, Велимир Хлебников, Николай Пунин, и другими. Для нас - это история русского, мирового искусства и литературы. Для нее - круг ежедневного общения.

Она была ученицей Малевича - художника, основавшего свой собственный абстрактно-геометрический мир и назвавшего его супрематизм; автора "Черного квадрата", ставшего символом русского авангарда; самого востребованного сегодня русского художника, чьи картины на крупнейших аукционах мира оцениваются в миллионы долларов. Не только ученицей, но и секретарем Малевича: у нее долгие годы хранились его архив и рисунки. В начале 20-х годов Анна Лепорская вместе с одним из своих "однокашников" приняла участие в создании "Черного квадрата": "Он нам сказал закрасить, мы и закрасили", - вспоминала потом она.

В сборнике "Художники об искусстве керамики" Анна Лепорская напишет: "Каждому художнику свойственно глубоко личное, вероятно, врожденное чувство прекрасного. В моих ощущениях всегда были радостные, светлые гаммы. Возможно, что белоснежные цветущие сады Украины в раннем детстве сформировали ощущения зрелого возраста и слились с пейзажем цветущих садов Мичуринска в радостное чувство, которое я испытываю от белого фарфора. Впечатления народной керамики, глечиков и крынок, удержались в памяти из ранних впечатлений украинских базаров".

Анна Лепорская родилась в 1900 году в Чернигове и провела здесь первые годы своей жизни. Ее отец, преподаватель древних языков, вскоре со всем семейством переезжает в Вятку, потом в Псков, где проходит юность художницы. Здесь она закончила гимназию. Здесь подружилась с семьей замечательного писателя Вениамина Каверина, встречалась с Юрием Тыняновым. Город "Двух капитанов" и "Открытой книги" - это Псков юности Лепорской.

В учительской семье было принято, чтобы дети, становясь взрослыми, сами содержали себя. В 1918 году в глухой деревушке под Псковом Анна Лепорская начинает свою самостоятельную жизнь в качестве школьной учительницы. Потом она вспоминала, какой трудной была эта работа; как пришлось жить в избе с полуразрушенной крышей, где зимою снег засыпал и лавки, и стол, и кровать, а осенью все промокало насквозь. Постоянная стрельба, деревни переходили из рук в руки: шла гражданская война, и школа перестала работать. Родители забирают дочь в город.

Лепорская поступила в Псковскую художественно-промышленную школу. Здесь пробуждается ее интерес к керамике и фарфору как к художественным материалам: "Мне доставляло большое удовольствие "тянуть" форму кувшина на ножном гончарном круге", - вспоминала она. Через два года школа закрывается, и Анна Лепорская сдает экзамены в Академию художеств в Петрограде. Она выбирает факультет живописи, которым руководил замечательный Кузьма Петров-Водкин - один из первых российских художников, обратившихся к революционой тематике, автор бессмертного "Купания красного коня".

Это было мятежное время ниспровержения авторитетов - интереснейшее для искусства. Академия кипела дискуссиями, а за ее стенами они перерастали в бурную борьбу различных художественных направлений. Однажды, получая паек в "каптерке" Академии, Лепорская узнала, что в Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК) приехали псковичи с витебскими "уновисцами" ("Уновис" - утвердители нового искусства - группировка молодых витебских художников). И она вместе с товарищами оставляет Академию и переходит в институт.

По сути, ГИНХУК в то время стал центром левого фронта искусства. Лепорская начала работать в качестве практиканта в теоретическом отделе у Казимира Малевича. Участвуя в разборах живописных произведений молодых художников, приносивших их для показа Малевичу, она вела записи анализов этих работ и помогала в экспериментальных занятиях. Она стала самой молодой ученицей Малевича, основоположника супрематизма.

Занимаясь изучением цвета, предметной формы, сводя ее к комбинациям рассеянных на плоскости контрастных по цвету простейших геометрических элементов, Малевич увлекался и промышленным искусством, разрабатывал рисунки для текстиля, проекты новой посуды, цветооформление помещений внутри и снаружи. Это стало школой для Лепорской, сформировавшей ее как дизайнера, великолепно владеющего особым искусством композиции экспонатов в пространстве, искусством цветовых сочетаний и акцентов, останавливающих внимание зрителей на основном.

Лепорская живо интересовалась всеми экспериментами учителя, но дальше шла своим путем, выбирая из них то, что было свойственно ее творческой индивидуальности. Самое главное: она впитала в себя принцип широты художественных интересов, который был так характерен для Малевича. Это позволило ей в дальнейшем проявить свой талант и в оформлении выставок, интерьеров, и в искусстве фарфора.

В институте она знакомится с Николаем Суетиным - также учеником Малевича, талантливейшим художником, который вскоре становится ее мужем. Это была та еще "тусовка": Суетин, Пунин, Ахматова и так далее - элита Петрограда. Кстати, упоминание о Николае Михайловиче встречается в переписке Анны Андреевны. Чета Суетин-Лепорская сохраняют верность учителю даже в то время, когда это становится опасным: в 1935 году на могиле Казимира Малевича устанавливают памятник, спроектированный Николаем Суетиным, - куб с "Черным квадратом".

А Лепорская с благодарностью вспоминает: "Непосредственная работа с К.С. Малевичем дала мне толчок к пониманию того, что прежде казалось непонятным. Работа с ним дала понимание основных начал пластичности всякой формы, выращивания ее как живого природного элемента цветка, растения, понимание "чуть-чуть", которое может или выстроить удивительную гармонию вещи, или сделать ее безобразной и даже вовсе разрушить".

В 1937 году Лепорской поручают оформление интерьера зала искусств советского павильона на Всемирной выставке в Париже, что само по себе было большой честью. Следующее событие, где Лепорская в полной мере применяет свое искусство дизайнера, - Международная выставка в Нью-Йорке в 1939 году. Помимо работы над выставками в предвоенные годы Лепорская много занимается живописью маслом и акварелью.

Невозможно без волнения читать воспоминания Анны Александровны периода Ленинградской блокады. Она оставалась в осажденном городе и делала все то, что должен был делать каждый ленинградский художник и гражданин. От подготовки к эвакуации музейных ценностей Эрмитажа до работы в госпитале. От блокадных пейзажей Ленинграда, которые и сейчас пронзают душу зрителя, до производства мин на заводе. "Ходить надо было больше десяти километров. Я присаживалась на сугробы, но приходила вовремя. Промерзший цех, промерзшие корпуса, мины, которые надо было аккуратно покрывать изнутри лаком. Работали в ватниках, но мину надо держать пальцами без перчаток - и они у меня обморозились. Зато удовлетворение большое - мины прямо из-под рук шли на фронт. Так прошло около двух месяцев, после которых меня свалили дистрофия и цинга", - вспоминала Анна Лепорская.

Весьма значительной, сложной и ответственной была ее работа по оформлению могилы Александра Невского.

После того, как были введены воинские ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, Военный совет Ленинградского фронта в ноябре 1942 года принял решение по-новому оформить могилы великих полководцев - здесь должны были приносить присягу воины, идущие на фронт. Над могилой Суворова работал Николай Суетин. "Я оформляю могилу Александра Невского. Мне кажется, что в этом огромном, промерзшем Троицком соборе с ледяными сквозняками ничего невозможно сделать, а сделать надо обязательно", - напишет Лепорская в своем дневнике.

Старая, с толстыми сводами церковь освещалась тусклым колеблющимся светом керосиновой "летучей мыши".

Для отдыха совсем не было времени. Ложились здесь же, на стульях, и засыпали, как убитые. Стены собора содрогались от взрывов: кладбище Александро-Невской лавры бомбили фашисты… Анна Лепорская награждена медалями "За оборону Ленинграда" и "Партизану Отечественной войны" 2-й степени.

И еще одна дизайнерская работа Лепорской военных лет имела огромное значение для ленинградцев. Летом 1944 года из эвакуации вернулся Государственный театр оперы и балета имени Кирова, здание было сильно повреждено, необходима была срочная реставрация. Лепорской поручили цветовое оформление интерьеров. И она сделала это изобретательно и красиво, несмотря на то, что в городе почти не было красителей и драпировочных материалов.

Но особенно ярко ее талант проявился уже после войны, в искусстве фарфора, на Ленинградском фарфоровом заводе имени Ломоносова. В какой-то мере на ее переход к фарфору повлиял муж. Николай Суетин был главным художником завода и, обладая острым чувством пропорций, строгостью вкуса, четким ощущением современности, произвел настоящую революцию в искусстве фарфора. Лепорская, давно интересовавшаяся работой над формой массовых изделий из фарфора, с радостью взялась за эту работу.

В 1945 году она создает свой первый чайный сервиз для Ломоносовского завода "Конус" - с классически простым силуэтом и прекрасно собранным ансамблем. Он сразу завоевал признание и был принят к тиражированию. С 1948 года Лепорская - в штате завода имени Ломоносова и оставалась в нем до самой своей смерти в 1982 году.

В самой высокой степени она овладела искусством "белого золота", как называют фарфор. Ее произведения различны по настроению, но всегда узнаваемы своим изяществом, эмоциональностью, чистотой и простотой линий, виртуозным применением народных мотивов. Таковы вазы "РСФСР", "Гладиолус", сервиз кофейный "Вертикаль", сервиз чайный "Шиповник", сервизы чайно-кофейные "Капля", "Россия", "Русский лубок", "Весна",
"Птицы", "Золотая птица", "Новостройки", детский комплект "Зайкин дом" и многие другие ее произведения.

"Особо хочется подчеркнуть плодотворность той линии на Ломоносовском заводе, которая связана, в первую очередь, с именем Лепорской и развивает традиции русского классицизма. Безукоризненные по пропорциям формы ее чайных сервизов, их удивительно острые, совершенные росписи не уступают лучшим образцам фарфора XIX века", - писал о ней известный искусствовед Михаил КОГАН.

Анну Александровну любили журналисты и искусствоведы - за талант, энциклопедичность знаний, дружелюбие и сердечность. Ее мнением дорожили молодые художники-ломоносовцы; студенты Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной, где она была членом Государственной экзаменационной комиссии; признанные мэтры искусства фарфора приглашали ее во все вообразимые выставочные комитеты как наиболее компетентного эксперта.

Произведения Анны Лепорской украшали и продолжают украшать как российские, так и зарубежные выставки. Еще в 1962 году на Международной выставке керамики в Праге ее сервиз "Ленинград" был удостоен золотой медали. Работы мастера отмечены самыми высокими оценками всюду, где экспонировались: на выставке Международной академии керамики (обменный международный фонд) в Женеве, на выставках в Брюсселе, Кабуле, Дамаске, Лейпциге, Осло, Вене, Будапеште, Турине, Гетеборге и так далее.

Они пережили автора и продолжают с триумфом шествовать по миру. Не так давно, например, Государственным Эрмитажем в Лондонской галерее Курто была устроена экспозиция "Вокруг Квадрата: авангардный фарфор из революционной России". А в Русском музее и Государственной Третьяков-ской галерее с большим успехом прошли выставки "В круге Малевича".

А в круге Лепорских - вот такие скрещенья исторических линий Петербурга и Мариуполя, художественного и промышленного интеллекта тетушки и племянника.


Людмила Кудрина
http://pr.ua


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.