Сейчас: 23.05.2017, 07:11





Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Специальные термины
Сообщениеvillar » 17.08.2011, 17:04 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1490
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Специальные термины.


Ангоб - тонко растертая глина, белая или окрашенная земляными красками или окислами металлов.

Ангобирование, роспись ангобами - нанесение ангобов на черепок сравнительно тонким слоем для грунтовки под последующую роспись или самостоятельной цветовой отделки.

Аэрография - декорирование керамических изделий с применением краскораспылителя (пульверизатора), рисунок чаще всего наносится посредством трафарета, вырезанного в свинцовой или алюминиевой фольге.

Барабаны, шаровые мельницы - механизмы для машинной обработки керамических материалов и масс, представляющие собой цилиндры разной величины, укрепленные горизонтально и вокруг своей горизонтальной оси вращающиеся. Конечный продукт помола, называемый шликером, процеживается через сита и сливается в емкости для хранения или отстоя.

"Белье" - готовые формы фарфоро-фаянсовых изделий, предназначенные для росписи.

Глазури - стекла, затвердевшие на поверхности керамического черепка в виде тонкой пленки или тонкого слоя; имеют всевозможные разновидности.

Глубокая гравировка - декорирование керамических изделий путем углубления контура рисунка в сыром, высушенном и ангобированном черепке с помощью деревянных палочек или металлического инструмента. Впоследствии, как правило, изделие покрывается цветной глазурью.

Глубокая печать - декорирование керамических изделий, при котором рисунок первоначально гравируется на стальных, медных, цинковых пластинах или медных валах, печатается на тонкой филигранной бумаге керамическими красками специального состава, а затем переносится на поверхность глазурованного или неглазурованного черепка.

Горн - печь для обжига керамических изделий.

Декалькомания, деколь - декорирование с использованием переводных картинок, выполненных на гуммированной бумаге керамическими красками.

Декорирование штампом - разновидность высокой печати; печать осуществляется с помощью специальной формы, возвышающиеся элементы которой покрываются тонким слоем краски для последующего нанесения формы ее на декорируемую поверхность изделий.

Краски большого огня - разновидность подглазурных красок, наносимых на обожженную глазурь, после чего изделие подвергается обжигу при сильном огне, под действием которого глазурь размягчается, краски соединяются с нею и приобретают более мягкие тона.

Люстры - надглазурные краски, покрывающие поверхность тончайшим прозрачным слоем, создавая эффект нежных перламутровых переливов и металлических отблесков; люстры бывают бесцветными и цветными.

Майолика - цветная обожженная глина крупнопористого строения, покрытая непрозрачной эмалью.

Муфели - горны, небольшого размера обжигательные печи со вставленной в них огнеупорной коробкой, обтекаемой пламенем; изделия в муфель ставятся без капселей.

Надглазурная роспись - декорирование красками широкой палитры, отличающимися от подглазурных большей легкоплавкостью; краски наносятся на предварительно глазурованную поверхность.

Обжиг восстановительного огня - обжиг при малом количестве кислорода и большом количестве углекислоты.

Обжиг окислительного огня - обжиг при большом количестве кислорода.

Окиси металлов - материалы, используемые для создания разнообразных цветовых гамм; широко используются в керамике окиси кобальта, хрома, марганца, меди, железа, сурьмы и т. д.

Отводка - ручные живописные работы по декорированию фарфоро-фаянсовых изделий, выполняемые, в основном, с применением отводочного диска (турнетки); мелкие работы могут вестись и без помощи диска.

Подглазурная роспись - декорирование, при котором огнестойкие подглазурные краски наносятся на неглазурованный обожженный черепок, покрываются глазурью и обжигаются вместе с нею.

Полива - слой глазури, образованный посредством поливки керамического изделия жидкой глазурной массой с последующим обжигом.

Трафарет - техника размножения рисунков или орнаментов на керамических изделиях.

Цветной пудраж - нанесение рисунка липкой мастикой посредством резинового штампа с последующей "припудровкой" сухой порошкообразной керамической краской.

Шамот - обожженная толченая глина или толченый черепок, применяемые как материал керамического производства.

Шелкография - нанесение рисунка с помощью капроновой или шелковой сетки и резинового шпателя.

Эмали - непрозрачные краски, которые при нанесении на керамические изделия образуют толстый слой, легко осязаемый и видимый, или "капли", заметно возвышающиеся над поверхностью глазури.

Из книги "Рисунок на фаянсе" Л. Н. Большакова.



За это сообщение автора villar поблагодарили: 3 Санек (17.08.2011, 17:22), Sholer (17.08.2011, 18:22), Марина (04.04.2012, 14:27)
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Специальные термины
Сообщениеlorik » 27.07.2012, 06:39 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Кракелюр (франц. craquelure), растрескивание грунта красочного слоя или лака на картине либо на фарфоре и эмали. Может возникнуть после исполнения картин в рез-те различий в коэффициентах расширения красочных слоёв, в процессе высыхания и испарения разбавителей. Резкие перепады температуры и влажности, повышенная сухость, удары и другие механические воздействия также могут спровоцировать кракелюр.

Кракле, (франц. craquele, букв.— потрескавшийся), в художественной керамике сеть тонких трещин на глазурованной поверхности изделия, полученная ради декоративного эффекта, обычно подкрашенная и заплавленная. Разнообразные по размеру и очертаниям трещины кракле образуют сетки различного рисунка.

Цек, (нем. Zeck), трещины глазури на керамике, являющиеся браком производства.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Специальные термины
Сообщениеlorik » 21.04.2013, 11:43 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Виды глазурей

С давних времен применяется также способ глазурования изделий, который с появлением майолики, фаянса и фарфора становится основным видом декора для керамических изделий.

Глазури представляют собой различного состава стекла (стекловидные силикаты), покрывающие керамические изделия тонким слоем. На изделия они наносятся в расплавленном состоянии и после обжига образуют с черепком более или менее прочные соединения. В зависимости от рода изделий, применяются и различные по составу глазури.

Свинцовые глазури – это наиболее ранний вид глазури, отличающийсянаибольшей легкоплавкостью и прозрачностью. Свинцовые глазури издавна применялись дляпокрытия гончарных изделий. Так как через свинцовые глазури просвечивает черепок изделий, применение свинцовых глазурей сочеталось с ангобированием или с подглазурной росписью на керамике с пористым черепком, как верхнее покрытие.

Щелочные глазури – относятсятакже к легкоплавким прозрачным глазурям. От свинцовых отличаются большей текучестью. Образуют на дне мисок, блюд и чашек толстый стекловидный слой светло-зеленого цвета «морской воды», или, стекая к низу сосуда, застывают крупными прозрачными каплями.

Оловянные глазури – появились позднее свинцовых. Черепок сквозь оловянные глазури не просвечивается. Это глухие непрозрачные глазури. Неокрашенные оловянные глазури беловато-кремового или слегка зеленоватого оттенка. С 11 века встречаются на керамическихизделияхБлижнего Востока, Кавказа, Средней Азии и др. Служат основой для росписи люстром и майолики.

Бирюзовые глазури – щелочные, окрашенные окисью меди. Могут быть прозрачными или непрозрачными (опаковыми). Последние содержат в составе окись олова. Типичны для Египта, многих стран Азии и Китая (с периода Юань)/

Борные глазури – применяютсяна твердом фаянсе. По сравнению с предыдущими глазурями они более тугоплавки, отличаются повышенным блеском.

Полевошпатные или Полевошпатовые глазури – самые тугоплавкие глазури, выдерживающие температуру обжига 1300-1350 гр. Применяются на фарфоре.

Соляные глазури – применяются на каменном товаре. Получаются посредством забрасывания в печь (горн) поваренной соли. По внешнему виду – глазури матовые. Нередко их сочетают с покрытием блестящей глазурью.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Специальные термины
Сообщениеlorik » 21.04.2013, 12:01 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Окрашивание глазурей производится различными окислами металлов. О кислы кобальта дают синие тона, окислы сурьмы–желтые, окислы меди – голубые, зеленыеи т.д.

По внешнему виду окрашенные глазури делятся на ряд групп:
Блестящие одноцветные глазури.
Глазури «восстановительного огня» - шпатовые цветные глазури, окрашенные окислами металлов, применяются на фарфоре или специальной огнеупорной массе (например, грэ - Китай) . Во время расплава глазури в горн вводят углерод с целью восстановления первоначальной окраски металлических окислов. Наиболее известной из этого типа глазурей является пламенеющая глазурь «бычьякровь» - глубокого темно-
красного тона, напоминающего бычью кровь.

Люстровые глазури – глазури с восстановительным надглазурным обжигом по оловянной глазури. Отличаются исключительным богатством радужных, перламутровых и металлических переливов. Впервые появились в 9 веке в Египте (Фустат) и имели широкое распространение в странах Ближнего Востока, Средней Азии, Месопотамии, Испании.
В России люстровая глазурь была вновь самостоятельно открыта в конце 19 века Г. В. Монаховым.

Поливные глазури – слово происходит от способа нанесения глазури на поверхность изделий путем полива. В зависимости от количества применяемых цветных глазурей они могут быть одноцветными или многоцветными. Применяютсяв основном на простых гончарных изделиях.

Кристаллические глазури – получение кристаллических глазурей основано на явлении затухания стекла –расстекловывания при определенных создаваемых условиях. Поверхность глазури покрывается при этом мелкими или крупными кристаллами.

Авантюриновая глазурь – разновидность кристаллической глазури. Внутри глазурного слоя виднымелкие золотистые кристаллы меди или хрома (зеленого цвета).

Потечные глазури – поверхность изделий покрывается различного цвета глазурями. Способ заключается в том, что изделие обливается глазурями с различной температурой плавления. Растекаясь по поверхности, они образуют разнообразные декоративные узоры.

Селадоновые глазури – применялись китайскими мастерами в Эн Сун на толстостенных керамических изделиях из огнеупорной массы. Селадоновые глазури позднее часто имитировались на твердом фарфоре. Цвета глазури голубовато-зеленый или серо-зеленый имитировали природный камень нефрит.

Узорчатые глазури – опаковые. Лежат на черепке толстым слоем и напоминают кожу жабы или бегемота. Впервые применены в Китае.

Пятнистые глазури – полихромные, получающиесяот введенияв лекгоплавкую глазурь одновременно нескольких различных солей или окислов металла.

Глазури кракле – образование на поверхности глазури волосяных трещин с последующим заполнением их глазурями (часто другого цвета). Впервые появились в 1 7 веке в Китае; в России изделия кракле были распространены в конце 19 в. на Императорском фарфоровом заводе

Матовые глазури – характерны для фарфоровых изделий конца 18 – начала 19 вв. Были распространены на Берлинском фарфоровом заводе. В России – на заводе Попова и Гарднера. Матовые глазури можно получить двумя основными путями: опусканием изделий после глазурования в плавиковую кислоту или охлаждением изделий до начала стеклообразования глазури.

Полуматовые глазури – имеют легкий блеск, но не полный, как у настоящих глазурей.

Мраморные глазури – многоцветные глазури, имитирующие мрамор.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Специальные термины
Сообщениеlorik » 21.04.2013, 12:12 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Приемы нанесения надглазурной росписи на фарфоровые и фаянсовые изделия.

Ручная роспись – до 60-х гг. 19 века на фарфоре была единственным способом нанесения росписи на изделия.

Печать – впервые в Европе стали применять печать на фаянсовых изделиях на заводе Вустер (Англия) в 17 веке. В России впервые печать появилась в 1811 году на Межигорской фаянсовой фабрике и в последствии была распространена на фарфоровых заводах (до середины 19 в. печать на фарфоровых заводах существовала лишь на Императорском заводе с 1816 г.).

Декалькомания – многокрасочные рисунки, наносимые на изделия способом,аналогичным нанесению переводных картинок. Впервые в России этот способ появился в 1811 году на заводе Корнилова.

Аэрограф – нанесение красок на изделие - разбрызгивание ее из пульверизатора с
помощью сжатого воздуха. Впервые в России было применено на заводе Кузнецова в конце 19 в. и получило широкое распространение в начале 20 в.

Штамп – применялся главным образом при росписи посуды и не представляет интереса в художественном смысле. Производится нанесением на изделие керамических красок с помощью резинового штампа.

Раскрашенный бисквит – техника росписи непосредственно по бисквиту (неглазурованному фарфору) – был широко распространен в России во второй половине 19 века и назаводах Гарднера, Попова, Иконникова.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.