Сейчас: 03.12.2016, 08:43




Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение Совфарфор
 Специальные термины
Сообщениеvillar » 17.08.2011, 17:04 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Специальные термины.


Ангоб - тонко растертая глина, белая или окрашенная земляными красками или окислами металлов.

Ангобирование, роспись ангобами - нанесение ангобов на черепок сравнительно тонким слоем для грунтовки под последующую роспись или самостоятельной цветовой отделки.

Аэрография - декорирование керамических изделий с применением краскораспылителя (пульверизатора), рисунок чаще всего наносится посредством трафарета, вырезанного в свинцовой или алюминиевой фольге.

Барабаны, шаровые мельницы - механизмы для машинной обработки керамических материалов и масс, представляющие собой цилиндры разной величины, укрепленные горизонтально и вокруг своей горизонтальной оси вращающиеся. Конечный продукт помола, называемый шликером, процеживается через сита и сливается в емкости для хранения или отстоя.

"Белье" - готовые формы фарфоро-фаянсовых изделий, предназначенные для росписи.

Глазури - стекла, затвердевшие на поверхности керамического черепка в виде тонкой пленки или тонкого слоя; имеют всевозможные разновидности.

Глубокая гравировка - декорирование керамических изделий путем углубления контура рисунка в сыром, высушенном и ангобированном черепке с помощью деревянных палочек или металлического инструмента. Впоследствии, как правило, изделие покрывается цветной глазурью.

Глубокая печать - декорирование керамических изделий, при котором рисунок первоначально гравируется на стальных, медных, цинковых пластинах или медных валах, печатается на тонкой филигранной бумаге керамическими красками специального состава, а затем переносится на поверхность глазурованного или неглазурованного черепка.

Горн - печь для обжига керамических изделий.

Декалькомания, деколь - декорирование с использованием переводных картинок, выполненных на гуммированной бумаге керамическими красками.

Декорирование штампом - разновидность высокой печати; печать осуществляется с помощью специальной формы, возвышающиеся элементы которой покрываются тонким слоем краски для последующего нанесения формы ее на декорируемую поверхность изделий.

Краски большого огня - разновидность подглазурных красок, наносимых на обожженную глазурь, после чего изделие подвергается обжигу при сильном огне, под действием которого глазурь размягчается, краски соединяются с нею и приобретают более мягкие тона.

Люстры - надглазурные краски, покрывающие поверхность тончайшим прозрачным слоем, создавая эффект нежных перламутровых переливов и металлических отблесков; люстры бывают бесцветными и цветными.

Майолика - цветная обожженная глина крупнопористого строения, покрытая непрозрачной эмалью.

Муфели - горны, небольшого размера обжигательные печи со вставленной в них огнеупорной коробкой, обтекаемой пламенем; изделия в муфель ставятся без капселей.

Надглазурная роспись - декорирование красками широкой палитры, отличающимися от подглазурных большей легкоплавкостью; краски наносятся на предварительно глазурованную поверхность.

Обжиг восстановительного огня - обжиг при малом количестве кислорода и большом количестве углекислоты.

Обжиг окислительного огня - обжиг при большом количестве кислорода.

Окиси металлов - материалы, используемые для создания разнообразных цветовых гамм; широко используются в керамике окиси кобальта, хрома, марганца, меди, железа, сурьмы и т. д.

Отводка - ручные живописные работы по декорированию фарфоро-фаянсовых изделий, выполняемые, в основном, с применением отводочного диска (турнетки); мелкие работы могут вестись и без помощи диска.

Подглазурная роспись - декорирование, при котором огнестойкие подглазурные краски наносятся на неглазурованный обожженный черепок, покрываются глазурью и обжигаются вместе с нею.

Полива - слой глазури, образованный посредством поливки керамического изделия жидкой глазурной массой с последующим обжигом.

Трафарет - техника размножения рисунков или орнаментов на керамических изделиях.

Цветной пудраж - нанесение рисунка липкой мастикой посредством резинового штампа с последующей "припудровкой" сухой порошкообразной керамической краской.

Шамот - обожженная толченая глина или толченый черепок, применяемые как материал керамического производства.

Шелкография - нанесение рисунка с помощью капроновой или шелковой сетки и резинового шпателя.

Эмали - непрозрачные краски, которые при нанесении на керамические изделия образуют толстый слой, легко осязаемый и видимый, или "капли", заметно возвышающиеся над поверхностью глазури.

Из книги "Рисунок на фаянсе" Л. Н. Большакова.



За это сообщение автора villar поблагодарили: 3 Санек (17.08.2011, 17:22), Sholer (17.08.2011, 18:22), Марина (04.04.2012, 14:27)
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Специальные термины
Сообщениеlorik » 27.07.2012, 06:39 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Кракелюр (франц. craquelure), растрескивание грунта красочного слоя или лака на картине либо на фарфоре и эмали. Может возникнуть после исполнения картин в рез-те различий в коэффициентах расширения красочных слоёв, в процессе высыхания и испарения разбавителей. Резкие перепады температуры и влажности, повышенная сухость, удары и другие механические воздействия также могут спровоцировать кракелюр.

Кракле, (франц. craquele, букв.— потрескавшийся), в художественной керамике сеть тонких трещин на глазурованной поверхности изделия, полученная ради декоративного эффекта, обычно подкрашенная и заплавленная. Разнообразные по размеру и очертаниям трещины кракле образуют сетки различного рисунка.

Цек, (нем. Zeck), трещины глазури на керамике, являющиеся браком производства.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Специальные термины
Сообщениеlorik » 21.04.2013, 11:43 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Виды глазурей

С давних времен применяется также способ глазурования изделий, который с появлением майолики, фаянса и фарфора становится основным видом декора для керамических изделий.

Глазури представляют собой различного состава стекла (стекловидные силикаты), покрывающие керамические изделия тонким слоем. На изделия они наносятся в расплавленном состоянии и после обжига образуют с черепком более или менее прочные соединения. В зависимости от рода изделий, применяются и различные по составу глазури.

Свинцовые глазури – это наиболее ранний вид глазури, отличающийсянаибольшей легкоплавкостью и прозрачностью. Свинцовые глазури издавна применялись дляпокрытия гончарных изделий. Так как через свинцовые глазури просвечивает черепок изделий, применение свинцовых глазурей сочеталось с ангобированием или с подглазурной росписью на керамике с пористым черепком, как верхнее покрытие.

Щелочные глазури – относятсятакже к легкоплавким прозрачным глазурям. От свинцовых отличаются большей текучестью. Образуют на дне мисок, блюд и чашек толстый стекловидный слой светло-зеленого цвета «морской воды», или, стекая к низу сосуда, застывают крупными прозрачными каплями.

Оловянные глазури – появились позднее свинцовых. Черепок сквозь оловянные глазури не просвечивается. Это глухие непрозрачные глазури. Неокрашенные оловянные глазури беловато-кремового или слегка зеленоватого оттенка. С 11 века встречаются на керамическихизделияхБлижнего Востока, Кавказа, Средней Азии и др. Служат основой для росписи люстром и майолики.

Бирюзовые глазури – щелочные, окрашенные окисью меди. Могут быть прозрачными или непрозрачными (опаковыми). Последние содержат в составе окись олова. Типичны для Египта, многих стран Азии и Китая (с периода Юань)/

Борные глазури – применяютсяна твердом фаянсе. По сравнению с предыдущими глазурями они более тугоплавки, отличаются повышенным блеском.

Полевошпатные или Полевошпатовые глазури – самые тугоплавкие глазури, выдерживающие температуру обжига 1300-1350 гр. Применяются на фарфоре.

Соляные глазури – применяются на каменном товаре. Получаются посредством забрасывания в печь (горн) поваренной соли. По внешнему виду – глазури матовые. Нередко их сочетают с покрытием блестящей глазурью.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Специальные термины
Сообщениеlorik » 21.04.2013, 12:01 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Окрашивание глазурей производится различными окислами металлов. О кислы кобальта дают синие тона, окислы сурьмы–желтые, окислы меди – голубые, зеленыеи т.д.

По внешнему виду окрашенные глазури делятся на ряд групп:
Блестящие одноцветные глазури.
Глазури «восстановительного огня» - шпатовые цветные глазури, окрашенные окислами металлов, применяются на фарфоре или специальной огнеупорной массе (например, грэ - Китай) . Во время расплава глазури в горн вводят углерод с целью восстановления первоначальной окраски металлических окислов. Наиболее известной из этого типа глазурей является пламенеющая глазурь «бычьякровь» - глубокого темно-
красного тона, напоминающего бычью кровь.

Люстровые глазури – глазури с восстановительным надглазурным обжигом по оловянной глазури. Отличаются исключительным богатством радужных, перламутровых и металлических переливов. Впервые появились в 9 веке в Египте (Фустат) и имели широкое распространение в странах Ближнего Востока, Средней Азии, Месопотамии, Испании.
В России люстровая глазурь была вновь самостоятельно открыта в конце 19 века Г. В. Монаховым.

Поливные глазури – слово происходит от способа нанесения глазури на поверхность изделий путем полива. В зависимости от количества применяемых цветных глазурей они могут быть одноцветными или многоцветными. Применяютсяв основном на простых гончарных изделиях.

Кристаллические глазури – получение кристаллических глазурей основано на явлении затухания стекла –расстекловывания при определенных создаваемых условиях. Поверхность глазури покрывается при этом мелкими или крупными кристаллами.

Авантюриновая глазурь – разновидность кристаллической глазури. Внутри глазурного слоя виднымелкие золотистые кристаллы меди или хрома (зеленого цвета).

Потечные глазури – поверхность изделий покрывается различного цвета глазурями. Способ заключается в том, что изделие обливается глазурями с различной температурой плавления. Растекаясь по поверхности, они образуют разнообразные декоративные узоры.

Селадоновые глазури – применялись китайскими мастерами в Эн Сун на толстостенных керамических изделиях из огнеупорной массы. Селадоновые глазури позднее часто имитировались на твердом фарфоре. Цвета глазури голубовато-зеленый или серо-зеленый имитировали природный камень нефрит.

Узорчатые глазури – опаковые. Лежат на черепке толстым слоем и напоминают кожу жабы или бегемота. Впервые применены в Китае.

Пятнистые глазури – полихромные, получающиесяот введенияв лекгоплавкую глазурь одновременно нескольких различных солей или окислов металла.

Глазури кракле – образование на поверхности глазури волосяных трещин с последующим заполнением их глазурями (часто другого цвета). Впервые появились в 1 7 веке в Китае; в России изделия кракле были распространены в конце 19 в. на Императорском фарфоровом заводе

Матовые глазури – характерны для фарфоровых изделий конца 18 – начала 19 вв. Были распространены на Берлинском фарфоровом заводе. В России – на заводе Попова и Гарднера. Матовые глазури можно получить двумя основными путями: опусканием изделий после глазурования в плавиковую кислоту или охлаждением изделий до начала стеклообразования глазури.

Полуматовые глазури – имеют легкий блеск, но не полный, как у настоящих глазурей.

Мраморные глазури – многоцветные глазури, имитирующие мрамор.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Специальные термины
Сообщениеlorik » 21.04.2013, 12:12 
Не в сети
Авторитетный человек

Зарегистрирован: 13.11.2010, 17:37
Сообщения: 455
Страна: Незалежна
Город: Столица
Поблагодарили: 38 раз.
Приемы нанесения надглазурной росписи на фарфоровые и фаянсовые изделия.

Ручная роспись – до 60-х гг. 19 века на фарфоре была единственным способом нанесения росписи на изделия.

Печать – впервые в Европе стали применять печать на фаянсовых изделиях на заводе Вустер (Англия) в 17 веке. В России впервые печать появилась в 1811 году на Межигорской фаянсовой фабрике и в последствии была распространена на фарфоровых заводах (до середины 19 в. печать на фарфоровых заводах существовала лишь на Императорском заводе с 1816 г.).

Декалькомания – многокрасочные рисунки, наносимые на изделия способом,аналогичным нанесению переводных картинок. Впервые в России этот способ появился в 1811 году на заводе Корнилова.

Аэрограф – нанесение красок на изделие - разбрызгивание ее из пульверизатора с
помощью сжатого воздуха. Впервые в России было применено на заводе Кузнецова в конце 19 в. и получило широкое распространение в начале 20 в.

Штамп – применялся главным образом при росписи посуды и не представляет интереса в художественном смысле. Производится нанесением на изделие керамических красок с помощью резинового штампа.

Раскрашенный бисквит – техника росписи непосредственно по бисквиту (неглазурованному фарфору) – был широко распространен в России во второй половине 19 века и назаводах Гарднера, Попова, Иконникова.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.