Сейчас: 08.12.2016, 13:54


Правила форума


В этом разделе только обзоры и обсуждения книг, каталогов. Продажа в разделе Букинистика - "Искусство, каталоги"




Поиск:
Ответить на тему  [ Сообщений: 23 ] 
На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение Совфарфор
 Книги по фарфору, фаянсу, майолике
Сообщениеvillar » 25.10.2010, 15:00 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
"Русская керамика и стекло 18-19 веков"
Дулькина Т.И, Ашарина Н.А.
В альбоме представлены изделия из фарфора, фаянса и стекла многих русских заводов 18-19 веков. Имеется подробный каталог с указанием предмета, изготовителя, года, размеров и с воспризведением клейма


DSC03518.JPG




DSC03520.JPG


DSC03521.JPG




DSC03522.JPG



Предисловие

Каждый музей подобен айсбергу, одна его часть доступна широкому зрителю, а другая — скрыта от него до времени. Особенно верным это сравнение оказывается для Государственного Исторического музея, в фондах которого хранятся не только бесценные реликвии прошлого, но и подлинные шедевры художественного творчества. Музей славится своими коллекциями русского декоративно-прикладного искусства XVII— XX веков, хранящимися в различных запасниках. Собрание керамики и стекла ГИМ — одно из крупнейших в стране. Пожалуй, трудно найти другую коллекцию, где бы вместе хранились столь различные между собой по материалу, назначению, времени и месту производства экспонаты. Здесь представлена вся цепь превращений глины, начиная от простейших гончарных изделий и кончая тончайшим фарфором.

Разнообразен и характер самих вещей. Наряду с утилитарными здесь встречаются и предметы декоративного убранства, архитектурные и печные изразцы, керамические панно. Самостоятельный раздел составляет коллекция стекла, где кашли отражение все этапы развития и совершенствования этого материала. Внушительны хронологические и территориальные рамки коллекции. Отдельные образцы ее восходят еще к XIV— XVI векам, а основная масса относится к четырем последним столетиям. Здесь вместе встретились также представители различных национальных школ. Китайские селадоны соседствуют с итальянской майоликой, а дельфтский фаянс — с мейсенским и севрским фарфором.

Но основное ядро собрания и его главную ценность составляют отечественные керамика и стекло XVII—XX веков. Собранные вместе образцы промышленного производства, изделия народных мастеров и уникальные произведения советских художников позволяют проследить пути развития русской керамики и стекла, выявить основные направления и художественную специфику этого вида прикладного искусства.

В данном альбоме публикуется лишь та часть коллекции, которая связана с промышленным производством. Это стекло, фарфор и фаянс русских мануфактур и заводов.

Рубеж XVII — XVIII веков стал поворотным моментом в истории русского искусства. С этого времени ведут свою родословную многие его формы и жанры. Серьезные изменения наблюдаются и в декоративно-прикладном искусстве, хотя на первый взгляд оно подверглось меньшей трансформации, чем, например, архитектура и живопись. Но внимательно приглядевшись мы обнаруживаем серьезные сдвиги и здесь. Наряду с традиционными видами, основанными на ручном труде мастера-ремесленника появились новые, где конечный результат являлся плодом коллективных усилий. Рождалась русская художественная промышленность. И едва ли не первой ее отраслью стало стеклоделие, возникшее в XVII веке и окрепшее в первой половине XVIII столетия. Затем появились майоликовые и фарфоровые производства.

Коллекция ГИМ располагает уникальными образцами, отражающими самый ранний пап развития русской стекольной и керамической промышленности. Редчайшие кубки Измайловского и Ямбургского заводов, майолика завода Афанасия Гребенщикова, первые отечественные изделия из фарфора показывают, как происходило освоение европейской художественной культуры в России. Барокко было первым европейским стилем, в систему которого включилось русское искусство. И потому отечественные мастера довольно широко интерпретировали его художественную концепцию. В их восприятии этого стиля было много здорового народного чувства. Но с другой стороны, русские стеклоделы и керамисты, подчиняясь требованиям времени, на данном этапе часто отрицали национальную традицию, оглядываясь на европейские образцы. Позже, когда они в совершенстве овладеют материалом, эта зависимость будет не столь очевидной.

Во второй половине XVIII столетия происходят размежевание и оформление двух направлений в русской художественной керамике и стекле.

И собрание ГИМ, пожалуй, как никакое другое, характеризует их. Продукция отечественных фарфоровых, фаянсовых и стекольных заводов работавших для нужд двора, хотя и имеет свою специфику в частностям но в целом очень близка к изделиям европейских заводов. Особенно наглядно это видно на примере императорских стекольного и фарфорового заводов.

Другое направление в русской керамике и стекле выросло и развилось из слияния национальных традиций и технических достижений первой половины XVIII века. В ГИМ хранятся уникальные по своей полноте и обширности коллекции русского народного стекла и гжельской майолики XVIII столетия. Это продукция небольших предприятий мануфактурного типа, работавших на широкий рынок. Заимствовав у Гребенщикова технологию майоликового производства, гжельские мастера вернулись к излюбленным гончарным формам XVII века кумганам, кувшинам, квасникам. То же самое наблюдается и в стекле, но там дело обстояло несколько сложнее. Стеклоделие не имело в России до XVII века сколько-нибудь сложившейся традиции, и поэтому русские мастера, постигнув тонкости мастерства, обратили свои взоры к гончарным изделиям. Вот почему народное стекло и керамика XVIII века по размерам, пропорциям и силуэту так близки между собой.

Много общего у гжельской майолики и народного стекла в орнамен тике, начиная с ее сюжетов и кончая композиционным строем и даже техникой росписи. Одинакова в них и любовь к повествованию и рассказу. Только на стекле эта тема развивалась в живописном оформлении, а в майолике в скульптурном. Стеклянная и майоликовая мелкая пластика исходят из традиций народной игрушки, где главное — лаконизм и выразительность образных средств.

Промежуточным звеном между двумя полюсами керамического и стеклодельного искусства второй половины XVIII века является продукция частных заводов Мальковых и Гарднера. Здесь очень долго звучали ноты стиля барокко, который неохотно сдавал свои позиции классицизму, уже безраздельно царившему в изделиях императорских заводов. Особенно это хорошо видно на примере мальцовского резного стекла, прекрасно представленного в коллекции музея. Барочное по форме и средствам выражения, оно было народным по содержанию и миру образов,

Первая половина XIX столетия отмечена в истории русской керамики и стекла как время бурного строительства заводов и усовершенствования технологии производства. Этому в значительной степени способствовали и протекционистская политика государства и система регулярных мануфактурных выставок, ставших своеобразной школой для их участников. Широкий рынок стал предметом конкуренции, в которой участвовали почти все заводы. Исключение составляли лишь императорские, работавшие не по законам коммерции, а для двора.

Поэтому коллекция их изделий в ГИМ гораздо скромнее, так как основная масса вещей осела в Петербурге. Но зато деятельность частных подмосковных заводов в собрании отражена довольно полно и разнообразно. Все они, хотя и работали в рамках господствующих стилей, имели свою ярко выраженную специфику. Требования моды преломлялись здесь через вкусы покупателей, на которых ориентировался тот или иной завод. Полому вполне понятно здесь преобладание утилитарных, функционально оправданных вещей, более камерных по характеру, чем холодные помпезные изделия казенных заводов.

Отвлеченная рассудочность ампира в них уступает место романтической интимности. Ярко выраженный демократический характер носит и мелкая пластика частных заводов. Героями фарфоровой скульптуры стали не отвлеченно идеализированные народные типажи, лепленные с античных образцов, а русские горожане и крестьяне во всей их жизненной достоверности.

Самостоятельную область русского керамического искусства составляют полуфаянс, фаянс и фарфор гжельских заводов. Гжельские мастера долго оставались верными народной традиции в понимании формы, цвета, орнамента.

Стекло XIX века по своей структуре более однородно, чем керамика. Вещи, адресованные демократической среде, отличались от тех, что предназначались социальной верхушке, лишь более скромным декором и худшим качеством стекла.

Во второй половине XIX столетия происходят серьезные сдвиги в русском керамическом и стекольном производстве. С отменой крепостного права почва уходит из-под ног у таких убыточных предприятий, какими были императорские и ряд частных заводов, основанных на крепостном труде.

Лидируют теперь многочисленные заводы Мальцовых и Кузнецова, ставшие монополистами рынка. Апогей их развития приходится на то время, когда в искусстве господствовали эклектика и натурализм. Но было бы несправедливым умалчивать о достижениях этого времени. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен были непременными условиями, необходимыми, чтобы выиграть борьбу за рынок. На характере изделий этих заводов отразилось и значительное расширение круга их потреби гелей за счет широких демократических слоев города.

В начале XX века, став массовым, фарфор и хрусталь не представляли уже для художников эстетического интереса. В поисках новых решений они обратились к грубой материальности глины, которая более соответствовала тенденциям времени. Этот этап отразился в майоликах Врубеля, заключающих альбом.

Н. Ашарина


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Книги по фарфору, фаянсу, майолике
Сообщениеvillar » 25.10.2010, 15:32 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
"Русский фарфор"
Книга рассказывает об истории Императорского фарфорового завода, его лучших изделиях и мастерах.В альбоме представлены основные марки фарфора Императорского завода в Петербурге. В альбоме 199 ч/б и цветных иллюстраций продукции Императорского фарфорового завода.



DSC03532.JPG


DSC03533.JPG




DSC03534.JPG




DSC03536.JPG


DSC03537.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Книги по фарфору, фаянсу, майолике
Сообщениеvillar » 25.10.2010, 15:44 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
Фарфор заводов Тюрингии XVIII - начала XX века в Эрмитаже
Р. Соловейчик
Каталог включает подробное описание 245 произведений фарфора Тюрингии с их воспроизведением. Приведена таблица марок различных мануфактур.


DSC03500.JPG


DSC03501.JPG




DSC03502.JPG


DSC03503.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Книги по фарфору, фаянсу, майолике
Сообщениеvillar » 25.10.2010, 16:00 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
"Венский фарфор"
Описание истории венского фарфора с 1718 по 1866 гг. с таблицей видов марок заводов, цветные и ч.б. репродукции с подробным описанием.



DSC03515.JPG


DSC03516.JPG




DSC03517.JPG



Введение

13 июня 1771 года Клавдий Герр, управляющий его императорского и королевского величества фарфоровой мануфактурой,— сегодня мы назвали бы его коммерческим директором — подписал такую накладную: «Предъявитель квитанции № 122 везет от нас в Эмоке (комитат Нитра) ящик отечественного фарфора, отмеченного нашей обычной фабричной маркой, для господина Иштвана Эрнеи. Просим старших чиновников и других официальных лиц императорской и королевской таможни, согласно существующему порядку, повсюду пропускать этот фарфор беспошлинно и беспрепятственно». Со времени основания Венской фарфоровой мануфактуры в Венгрию поступила не одна тысяча ящиков с фарфором, сопровождаемых подобными накладными.

По стране венский фарфор разносили бродячие торговцы, а в Пеште его продавали на созданном там мануфактурном складе. В течение целого столетия и для венгерских аристократов, живших при венском дворе, и для богатых помещиков, а позже — и для стремящейся выбиться «наверх» городской буржуазии это было единственной возможностью «разжиться» фарфором. Ибо трагические события венгерской истории: сто пятьдесят лет владычества турок, затем разрушения, причиненные освободительными войнами, — задержали становление венгерской промышленности, а позже развитие ее тормозилось политикой австрийского двора.

В результате Венгрия стала для венского фарфора превосходным рынком сбыта. Поэтому здесь можно найти многие памятники искусства фарфора, считающиеся в Западной Европе раритетами. В 1904 году на выставке венского Музея искусств и промышленности было представлено более ста экспонатов, владельцы которых жили в Венгрии, а на выставке частных коллекционеров, устроенной в 1906 году в Будапеште, экспонировалось около 500 изделий из венского фарфора. И хотя две мировые войны причинили чувствительный урон, венгерские собрания венского фарфора все еще значительны по количеству и интересны по содержанию.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Книги по фарфору, фаянсу, майолике
Сообщениеvillar » 25.10.2010, 16:26 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
"Конаковский фаянс" Елена Бубнова

Книга посвящена одному из крупнейших и широко известных керамических предприятий Конаковскому фаянсовому заводу имени М.И.Калинина. Продукция завода - фаянсовая и майоликовая посуда, скульптура малых форм - с успехом демонстрируется на отечественных и зарубежных выставках, украшает общественный и жилой интерьер, неизменно служит в быту. В книге 130 иллюстраций, в том числе 44 цветных.

Книга Е. А. Бубновой — первая фундаментальная искусствоведческая монография о советском фаянсе. Одно из крупнейших фаянсовых предприятий нашей страны — Конаковский ордена Трудового Красного Знамени фаянсовый завод имени М. И. Калинина существует более полутора веков. Основанный в самом начале XIX века, завод вскоре становится одним из ведущих в русской фаянсовой промышленности, и его посуда и скульптура завоевывают широкое признание.

В книге показано значение конаковского фаянса в развитии всей русской художественной промышленности, прослеживается история завода, начиная от его основания и кончая 1970-ми годами, затрагиваются многие теоретические вопросы развития советского декоративно-прикладного искусства.

Основное внимание уделено развитию фаянсового производства после Великой Октябрьской социалистической революции, когда на заводе формируется творческий коллектив и создается новый, советский фаянс, основанный на русских национальных традициях.


DSC03507.JPG




DSC03509.JPG


DSC03510.JPG




DSC03511.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Книги по фарфору, фаянсу, майолике
Сообщениеvillar » 25.10.2010, 16:32 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
"Русская керамика"
К.Н. Пруслина
Рассказывается о русской керамике конца 19 начала 20 века, о произведениях И.Репина, В. и А.Васнецовых, Е. и В. Поленовых, В.Серова, М.Врубеля, Н. Рериха и др., об истории возникновения художественных группировок, объединявшихся в ``керамические артели``, о государственных и частных предприятиях, выпускавших керамику, о народном творчестве. Во главе этих предприятий стояли крупнейшие русские художники


DSC03506.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Книги по фарфору, фаянсу, майолике
Сообщениеvillar » 25.10.2010, 16:45 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
"Русское прикладное искусство 18 - начало 20 века" На английском языке.
изд. "Аврора" 1981 г.


DSC03538.JPG


DSC03539.JPG




DSC03540.JPG


DSC03541.JPG




DSC03542.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Книги по фарфору, фаянсу, майолике
Сообщениеvillar » 28.10.2010, 10:04 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
"Украинский Художественный Фарфор Советского Периода"
Дуденко, Никифоренко

Содержит информацию о фарфоровых заводах Украины, их марках, ведущих скульпторах и художниках этих предприятий советского и постсоветского периодов. Также представлены образцы художественного фарфора, изготовленные украинскими предприятиями


DSC03174.JPG


DSC03202.JPG




DSC03221.JPG


DSC03234.JPG




DSC03255.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Книги по фарфору, фаянсу, майолике
Сообщениеvillar » 08.11.2010, 23:21 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
"Рисунок на фаянсе" Л.Н. Большаков издание второе, дополненное 1986 г.
Книга о "Будянском фаянсовом заводе"


DSC03825.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Re: Книги по фарфору, фаянсу, майолике
Сообщениеvillar » 09.11.2010, 12:35 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23.10.2010, 17:19
Сообщения: 1488
Страна: Украина
Город: Харьков
Поблагодарили: 94 раз.
А. М. Родионов "Марки русского фарфора" (практическое руководство для собирателей) 2005 г.

Одним из самых значительных изобретений человечества по праву считается гончарный круг. С тех пор посуда, в особенности керамика, вошла в нашу жизнь так же прочно, как одежда, орудия труда, жилище. С древнейших времён до наших дней керамическая посуда не просто сопутствует человеку в домах, храмах, военных походах и поисковых экспедициях, - она подчас является своеобразным мерилом социального статуса, зажиточности, а порой - уровня культуры. Об этом отдельный и очень интересный разговор: ведь некоторые керамические произведения искусства - именно таковыми они и являются - на равных конкурируют с известными произведениями живописи, скульптуры, графики.

Для музейного работника возможность идентифицировать вещь не только необходима, но и привлекательна не менее, чем для самого страстного коллекционера. И в этом смысле предлагаемое издание -поистине бесценная помощь научным сотрудникам исторических отделов, этнографам, искусствоведам, просто любителям прекрасного. Особенно приятно, что это издание, по значимости и сложности не уступающее подобным лучшим образцам, подготовлено и осуществлено сотрудником нашего музея, известным крымским коллекционером Анатолием Михайловичем Родионовым.

А в том, что книгу ожидает судьба своеобразного бестселлера, сомневаться не приходится.

Генеральный директор Крымского республиканского краеведческого музея

С. В. Павличенко


DSC03826.JPG


DSC03827.JPG




DSC03828.JPG



Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему  [ Сообщений: 23 ]  На страницу 1, 2, 3  След.


Кто сейчас на форуме Совфарфор

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Copyright © 2010 sovfarfor.com Форум коллекционеров советского фарфора, антиквариата и предметов старины.